Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:
Назад в Личный кабинет

Обращение генерального директора к акционерам

Обращение Генерального директора

Основные итоги

В 2014 году «МегаФон» добился отличных операционных и финансовых результатов. В период экономической нестабильности мы предприняли ряд своевременных шагов, чтобы наилучшим образом адаптироваться к изменениям и снизить возможные риски. В предстоящем году только самые дисциплинированные операторы смогут добиться успеха, и потому начинаем 2015 год полные решимости сохранить ведущую позицию на рынке благодаря нашему стремлению к постоянному развитию.

В 2014 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию во втором полугодии, «МегаФон» показал высокую финансовую устойчивость и достиг показателей по выручке и OIBDA в соответствии с заявленным прогнозом на год.

Наши планы по темпам роста выручки были самыми высокими среди российских мобильных операторов и в течение года не пересматривались ни разу в сторону понижения. Выручка Компании за 2014 год увеличилась на 5,9% по сравнению с 2013 годом, достигнув 314,8 млрд рублей, что соответствует нижней границе нашего прогноза. При этом, темп рост выручки «МегаФона» в 2014 году оказался самим высоким среди операторов «Большой тройки». Благодаря повышению выручки и более пристальному вниманию к затратной составляющей нашего бизнеса, нам удалось удержать на высоком уровне показатели OIBDA и рентабельности по OIBDA. Показатель OIBDA «МегаФона» в России, нашем ключевом регионе деятельности, вырос на 4,4%, а рентабельность по OIBDA составила 44,5%, став самой высокой в отрасли в отчётном периоде.

Снижение чистой прибыли на 28,8% по итогам 2014 года стало результатом убытков от курсовых разниц, связанных, в первую очередь, с ослаблением курса рубля в четвёртом квартале. Тем не менее, благодаря нашей долгосрочной стратегии по управлению рисками и ряду управленческих решений, которые были приняты в течение года, негативный эффект валютных колебаний удалось значительно снизить. В частности, мы осуществили досрочную выплату по долларовым обязательствам, связанным со сделкой по покупке «Евросети», исполнил свои номинированные в долларах США обязательства по приобретению Скартела, а также использовали проактивный подход к управлению нашей инвестиционной программой с тем, чтобы снизить возможные убытки.

В 2014 году мы предприняли ряд мер, которые позволили нам наилучшим образом подготовиться к возможным проявлениям рыночной нестабильности и в полной мере обеспечить среднесрочные потребности Компании в финансировании дальнейшего развития инфраструктуры. Мы подписали кредитное соглашение с China Development Bank Corporation и Finnvera на покупку оборудования и услуг компаний Huawei и Nokia Siemens Networks, соответственно, а также заключили долгосрочные контракты с Ericsson и Huawei на строительство и модернизацию нашей сети по принципу «полной стоимости владения» (TCO). Кроме того, мы были одним из немногих корпоративных заёмщиков, которые успешно использовали возможности российского рынка рублёвых облигаций. В целом, мы закончили год с достаточным для выполнения обязательств уровнем ликвидности, комфортным уровнем долговых обязательств и самым высоким соотношением OIBDA-CAPEX в отрасли — 82 млрд рублей.

Лидерство в передаче данных

В 2014 году мы сохранили ведущие позиции на рынке передачи данных. «МегаФон» является лидером в области мобильной передачи данных с 2008 года, и в 2014 году именно этот сегмент оставался ключевым фактором роста выручки Компании. По итогам года выручка от услуг мобильной передачи данных увеличилась на 33,3%, составив 21,3% от общей выручки, по сравнению с 17,0% в 2013 году. В результате, доля «МегаФона» на рынке мобильной передачи данных среди операторов «Большой тройки» выросла в 2014 году до 39,2%.

В 2014 году мы сосредоточили усилия на дальнейшем развитии сети мобильной связи и оптоволоконной инфраструктуры, чтобы гарантировать Клиентам достаточную пропускную способность и широкий спектр сервисов. Для укрепления лидирующего положения Компании в сегменте 4G/LTE, мы вышли с этой технологией в 23 новых региона, в результате чего на конец года 4G услуги от «МегаФона» были доступны в 72 регионах страны, 51% населения России. Проникновение 4G в сети Компании практически удвоилось — с 3 млн 4G-устройств, зарегистрированных в сети «МегаФон», в 2013 году, до 5,8 млн устройств в 2014 году, при этом объем потребления трафика на одного абонента (DSU) вырос на 64,1%. Кроме того, в 2014 году мы начали работать над развитием LTE-роуминга. В течение года нам удалось заключить договоры о роуминге с 37 операторами по 37 популярным туристическим направлениям.

В феврале 2014 года мы запустили в коммерческую эксплуатацию самую быструю сеть связи, LTE-Advanced, и предложили клиентам в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске доступ в интернет на скорости до 150-300 Мбит/с. На момент запуска сеть «МегаФона» была признана GSA (Всемирной ассоциацией поставщиков мобильных решений) самой быстрой коммерческой мобильной сетью в мире. В 2015 году мы планируем продолжить развёртывание сети в крупнейших российских городах. Чтобы дать клиентам возможность воспользоваться преимуществами LTE-Advanced, мы первыми в мире запустили продажи специального роутера — фирменного MegaFon Space.

Признавая эти достижения и наше лидерство в области 4G в целом, информационное агентство Telecom Daily сообщило в 2014 году о том, что «МегаФон» обеспечивает самую высокую скорость передачи данных в восьми крупнейших городах России с населением более одного миллиона человек, включая Москву, Нижний Новгород и Самару.

На фоне широкого развития сети 4G/LTE в России и растущей популярности 4G-устройств, в нашей розничной сети мы предлагаем около 200 моделей мобильных устройств с поддержкой 4G. В 2014 году продажи 4G-устройств в розничной сети «МегаФона» выросли в два раза, достигнув 1,7 млн, при этом продажи 4G-планшетов увеличились в девять раз, а продажи 4G-смартфонов — в три раза.

Чтобы стимулировать рост потребления услуг мобильной передачи данных, мы активно продвигали доступные по цене устройства с возможностью передачи данных под брендом «МегаФон». Предлагая клиентам кастомизированные бюджетные смартфоны и планшеты, в полной мере удовлетворяющие их потребностям, «МегаФон» является одним из ключевых игроков в этом сегменте рынка. В 2013 году мы запустили первые бюджетные смартфоны и планшеты Login, которые совершили революцию на рынке. В 2014 году мы выпустили на рынок планшет MegaFon Login 3, цена которого в момент запуска была самой низкой на рынке. MegaFon Login 3 по цене 1 990 рублей смог достичь рекордного уровня продаж, и в течение последних пяти месяцев года стал самым продаваемым устройством в нашей розничной сети. Кастомизированные устройства «МегаФона» также демонстрировали хорошую динамику продаж: за год мы реализовали 3,4 млн единиц, на 5,7% больше, чем в 2013 году. Объем продаж кастомизированных смартфонов превысил 650 000 единиц, а планшетов — 640 000 единиц, что на 26% и почти в десять раз больше, чем год назад, соответственно.

Качество услуг и удовлетворённость клиентов

Обеспечение высокого качества обслуживания клиентов оставалось одним из главных стратегических приоритетов «МегаФона» в 2014 году. Мы продолжали использовать наши конкурентные и технологические преимущества, чтобы предоставлять клиентам максимально качественные услуги и продукты. Для этого мы увеличили на 20% объем инвестиционной программы в 2014 году, основными направления которой стали увеличение покрытия сети и совершенствование инфраструктуры связи. Мы в полном объёме реализовали планы по развитию сети, несмотря на сложную ситуацию на рынке.

Наше стремление к высокому качеству услуг мы в очередной раз подтвердили на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи. К началу Игр мы инвестировали значительные средства в создание «с нуля» современной мобильной инфраструктуры, проложив более 220 км оптоволоконного кабеля и построив более 950 базовых станций, в том числе более 270 станций 4G. Все работы были выполнены в срок. В результате наших усилий зимние Олимпийские игры в Сочи стали официально «самыми мобильными» Олимпийскими играми в истории. В ходе крупнейшего мирового спортивного события «МегаФон» вновь подтвердил свою репутацию надёжного партнёра. Мы гордимся, что внесли свой вклад в обеспечении высокого качества связи для миллионов людей, которые смогли насладиться Играми используя наши сети, услуги и продукты. Эти инвестиции также позволили нам укрепить бренд «МегаФона» и повысить его узнаваемость на мировой арене.

Повышение уровня удовлетворённости клиентов во всех сегментах услуг, без сомнения, было ключевым направлением деятельности Компании в 2014 году. Мы инвестировали значительные средства в привлечение и удержание новых клиентов. Мы запустили целый ряд продуктов и тарифов, чтобы «МегаФон» оставался доступным и недорогим выбором для клиентов. К концу 2014 года количество наших абонентов мобильной связи увеличилось на 3,0% до 72,2 млн человек. Общее число клиентов в России выросло на 2,4%, достигнув 69,7 млн; количество пользователей услуг передачи данных в России в 2014 году выросло на 10%, составив почти 40% от общего числа абонентов «МегаФона».

В течение года мы прикладывали серьёзные усилия для улучшения обслуживания клиентов в розничной сети, контактных центрах и с помощью средств самообслуживания. Мы ввели новый круглосуточный виртуальный сервис «ЕЛЕНА», который распознает голосовые команды и может помочь решить проблемы и ответить на вопросы клиента. Кроме того, Компания запустила новый сайт для корпоративных и государственных клиентов, а также представила универсальное мобильное приложение для самообслуживания, заменяющее несколько устаревших приложений. В результате наших усилий, направленных на повышение качества обслуживания, мы сохранили самый высокий Индекс потребительской лояльности1 в отрасли на конец года и были названы лидером по клиенто-ориентированности среди отечественных телекоммуникационных компаний.

1 Согласно исследованию, проведённому в 4 кв. 2014 г. независимым агентством Synovate Comcon.

Взгляд в будущее: 2015 год и далее

Мы понимаем, что задачи, c которыми мы можем столкнуться в 2015 году, могут быть не менее сложным, чем 2014 год. Наши стратегические приоритеты на 2015 год включают укрепление лидирующего положения в сегменте мобильной передачи данных и других ключевых областях бизнеса; дальнейшее развитие инновационных продуктов и услуг в соответствии с потребностями клиентов; сохранение и расширение абонентской базы; оптимизацию расходов и повышение операционной эффективности; а также улучшение внутренних бизнес-процессов, в том числе внедрение единой системы биллинга.

Мы продолжим работать над улучшением качества сети, сохраняя лидирующие позиции по покрытию и пропускной способности. Инвестировав значительные средства в расширение сетей 3G и 4G в последние нескольких лет, мы сегодня находимся на такой стадии технологического развития, что уделяем первоочередное внимание эффективному развитию сети и модернизации инфраструктуры, вместо того, чтобы вкладывать значительные средства в развитие технологии связи нового поколения. Рост капитальных затрат в 2014 году был в большей степени обусловлен колебаниями российской валюты и макроэкономической нестабильностью, нежели фактическим увеличением объёма вложений.

Я хотел бы поблагодарить всех сотрудников Компании, чьи трудолюбие, творческий подход и профессионализм помогли нам успешно завершить 2014 год. Я хотел бы также поблагодарить членов Совета директоров и моих коллег из Правления, а также наших акционеров, за их преданность интересам Компании и неизменную поддержку.

Иван Таврин

Генеральный директор