Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:
Назад в Личный кабинет

Обращение генерального директора к акционерам

Обращение Генерального директора

Уважаемые акционеры, партнеры и коллеги!

Для многих компаний и отраслей 2015 год стал годом трансформаций, пересмотров подходов к стратегии управления, проверкой на прочность в условиях ухудшения макроэкономической ситуации в стране. Отрасль мобильной связи в данном случае не стала исключением, а текущее обострение конкуренции привело к тому, что парадигма взаимодействия между участниками рынка нуждается в изменении. Вместе с тем, в 2015 году МегаФону удалось достичь целей, поставленных на 2015 год, и завершить его в соответствии с заявленным прогнозом. Несмотря на негативные тренды в экономике и рост конкуренции в телекоммуникационной отрасли, Компания продемонстрировала стабильные финансовые и операционные результаты. Мы сохранили наши лидерские позиции в области качества связи и продолжили активную политику клиентоориентированности.

Основные итоги

По итогам 2015 года Компания получила консолидированную выручку в размере 313,4 млрд ₽ — на уровне предыдущего года. Показатель OIBDA составил 132,4 млрд ₽, рентабельность OIBDA — 42,2%, что является одним из самых высоких результатов в отрасли. Показатель CAPEX (с учётом приобретения в августе 2015 года частотного ресурса четырёх компаний ГК «СМАРТС») вырос на 24,2% по сравнению с 2014 годом, до 70,2 млрд ₽.

В условиях повышенной волатильности курса национальной валюты мы продолжили осуществлять мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости и оптимизации долгового портфеля Компании. Свыше 80% наших денежных средств и депозитов конвертировано в долл. США и евро. 55% нашего кредитного портфеля состоит из долгосрочных обязательств со сроком погашения 3 года и более, при этом подавляющая часть кредитных обязательств Компании номинирована в ₽: доля незахеджированных валютных кредитов и займов не превышает 30%. С учётом простых процентных и валютно-процентных свопов около 80% долговых обязательств было привлечено по фиксированным ставкам.

Для обеспечения устойчивого финансирования развития нашего бизнеса мы заключили соглашение с China Development Bank Corporation о возможности привлечения средств в размере до 600 млн долл. США, из них 300 млн долл. США планируется использовать на финансирование оборудования и услуг от компании Huawei для дальнейшего развёртывания и замену оборудования сети радиодоступа. Остальной объём кредитной линии будет направлен на рефинансирование существующей задолженности Компании с более высокими процентными ставками.

Помимо этого, для финансирования закупки оборудования, программного обеспечения и соответствующих услуг у Nokia Solutions and Networks под гарантии Finnvera в июне МегаФон подписал кредитный договор на сумму 150 млн евро c банком Unicredit Bank Austria AG, а декабре с ПАО Сбербанк на сумму до 70 млн евро в рублёвом эквиваленте.

Также в декабре 2015 года было подписано соглашение о новой револьверной кредитной линии со Сбербанком на сумму до 30 млрд ₽, из которых был выбран транш на сумму 15 млрд ₽, что позволило досрочно погасить краткосрочные займы с более высокой процентной ставкой и отсрочить график платежей на следующие два-три года.

Мы продолжили использовать и возможности отечественного долгового рынка — в октябре 2015 года МегаФон разместил биржевые облигации на сумму 15 млрд ₽ с купонным доходом 11,4% годовых на два года, объём спроса на которые превысил предложение более чем в три раза. При этом предыдущий выпуск биржевых облигаций Компании серии БО-04 аналогичным объёмом был досрочно погашен в мае 2015 года с целью избежать риска повышения ставки.

В отчётном году велась активная работа по улучшению качества связи и развитию сети по двум направлениям: модернизация и замена устаревшего оборудования сетей 2G и 3G и интенсивное развёртывание высокоскоростной сети передачи данных 4G/LTE. На конец 2015 года современная инфраструктура МегаФона, обеспечивающая нашим клиентам быструю и качественную передачу данных, насчитывала свыше 113 тыс. базовых станций, прирост общего количества базовых станций за год составил 10%, а количество базовых станций сети передачи данных 3G и 4G составило 65,3 тыс. штук. Общая протяжённость волоконно-оптических линий связи к концу 2015 года составила 184,4 тыс. км, что соответствует почти 5 земным экваторам.

Важным событием в области развития инфраструктуры стало заключение семилетнего соглашения с компанией Nokia, в рамках которого будет осуществляться строительство и модернизация федеральной сети 4G+ на базе технологии единой сети радиодоступа Single RAN.

Частотный ресурс является одним из основных активов оператора мобильной связи, и для усиления своих позиций в частотном диапазоне МегаФон провёл ряд важных сделок. Так, в августе 2015 года Компания приобрела дополнительные частоты в Самарской, Астраханской и Ярославской областях и в Республике Чувашия путём покупки 100% акций четырёх компаний Группы «СМАРТС», что позволило значительно укрепить наши позиции в диапазоне 900/1800 МГц в этих регионах. В октябре 2015 года МегаФон принял участие в первом аукционе по распределению частот, проведенном Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. В результате Компания приобрела частоты в диапазоне 1800 МГц в Дагестане и Карачаево-Черкессии, которые позволят нам улучшить качество сети и минимизировать капитальные затраты на расширение инфраструктуры в этих регионах. МегаФон также принял участие в аукционе, состоявшемся уже в феврале 2016 года, по распределению частот в диапазоне 2570 — 2595 МГц и 2595 — 2620 МГц, и приобрёл частоты в 40 регионах России, в т.ч. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Кроме этого, в соответствии со своей инвестиционной стратегией, МегаФон заключил ряд стратегических сделок. В сентябре 2015 года мы приобрели 100% акций компании GARS Holding Limited («ГАРС»), предоставляющей полный спектр телекоммуникационных услуг фиксированной связи для арендаторов бизнес-центров в Москве и Санкт-Петербурге. Заключение данной стратегически важной сделки позволит нам расширить присутствие на рынках двух столиц и значительно укрепить своё положение в секторе предоставления телекоммуникационных услуг корпоративным пользователям, среднему и малому бизнесу.

Необходимо также упомянуть, что с целью оптимизации операционных расходов в октябре Компанией была приобретена 49,999% доля в новом офисном здании класса А в Оружейном переулке в Москве. Это позволит объединить все офисы и производственные площадки в единую штаб-квартиру в центре Москвы и, тем самым, сэкономить на арендных платежах и увеличить эффективность взаимодействия между различными подразделениями.

В 2015 году МегаФон завершил масштабную работу по созданию Единого Центра Управления Сетью (ЕЦУС), который является одним из самых крупных и современных объектов мониторинга и обеспечения бесперебойности функционирования сети в России и в мире.

Отдельно хочу сказать о проекте «Единый Биллинг». Это сложный и чрезвычайно важный проект для МегаФона, над подготовкой к реализации которого Компания работала в течение нескольких лет. «Единый Биллинг» был запущен в опытно-промышленную эксплуатацию для розничных клиентов 15 декабря 2015 года. Мы верим, что он позволит нам выйти на новый уровень сервиса и даст техническую возможность обслуживать наших абонентов в любой точке страны.

Лидерство в передаче данных

В 2015 году выручка МегаФона от предоставления услуг мобильной связи выросла на 0,2% по сравнению с 2014 годом, при этом её увеличение было достигнуто за счёт опережающего роста доходов в таких сегментах, как мобильная передача данных и дополнительные услуги (VAS услуги). Выручка в сегменте мобильной передачи данных — наиболее быстрорастущем сегменте нашего бизнеса — достигла 79,9 млрд ₽, увеличившись за год на 19%, а её доля в общей выручке Компании уже превысила 25,5%.

Такой значительный прирост выручки от мобильной передачи данных явился результатом как рыночных трендов (популяризация мобильного интернета и изменение потребительского поведения абонентов от телефонного и смс-общения в сторону общения через социальные сети и коммуникаторы, расширение ассортимента и снижение цен на смартфоны), так и наших собственных мероприятий по развёртыванию сети 3G и 4G и коммерческих инициатив: обновление линейки наших тарифных планов, нацеленных на большее потребление трафика данных, предложение широкой линейки оборудования передачи данных по доступным ценам в нашей розничной сети. Вследствие этого проникновение устройств с функцией передачи данных выросло до 53% в сети Компании, а объём потребления трафика на одного абонента (DSU) вырос до 3,3 ГБ/мес.

Рост выручки от мобильной передачи данных и VAS услуг полностью компенсировал снижение выручки от традиционных голосовых услуг, что подтверждает правильность выбранной нами стратегии, ориентированной, в первую очередь, на развитие услуг мобильного интернета и инновационных продуктов как комплементарных услуг к мобильной передачи данных.

Развитие 4G сети и услуг остаётся нашей приоритетной задачей. Сеть 4G МегаФона развёрнута уже в 77 субъектах страны, а услуги LTE-Advanced с рекордными скоростями 150-450 Мбит/с были доступны в девяти городах России, включая Москву и Санкт-Петербург. По данным на конец года абоненты МегаФона могли получить услуги роуминга в 224 странах; услуги LTE-роуминга предоставляются в 66 странах. Проникновение 4G-устройств в сети МегаФон за 2015 год увеличилось на 34,3% до 7,9 млн штук.

Рядом с клиентом

Мы продолжаем работу по улучшению качества связи, сохраняя лидерство в этом направлении. Качество связи — ключевое преимущество нашей Компании, благодаря которому нас выбирают клиенты.

Мы также постоянно ведём работу по привлечению новых и удержанию имеющихся клиентов, разрабатывая новые виды продуктов и тарифов. База мобильных абонентов МегаФона в России продолжает расти — за год она увеличилась на 7% до 74,8 млн абонентов.

Рост был достигнут, в том числе, благодаря нашим активным маркетинговым инициативам и новому стратегическому партнёрству с компанией «Связной», крупнейшим российским сотовым ритейлером, направленному на расширение сети продаж продуктов и услуг МегаФона.

Вместе с тем хочу отметить, что развитие собственной розничной сети является одной из главных составляющих нашего бизнеса. По итогам 2015 года наша розничная сеть насчитывала почти 2,1 тыс. салонов МегаФон Ритейл, около двух тыс. франчайзинговых салонов, работающих под брендом МегаФон, почти четыре тыс. салонов «Евросети». Мы предлагали свыше 330 моделей мобильных устройств с поддержкой 4G, причём в отчётном году продажи 4G смартфонов и планшетов в нашей розничной сети выросли на 111% год к году и составили 0,5 млн единиц.

Весной 2015 года МегаФон обновил позиционирование бренда, вследствие чего была запущена новая коммуникационная кампания «По-настоящему рядом», которая, как мы думаем, позволит укрепить эмоциональную связь с потребителем и сделать общение оператора с клиентом более личным.

Мы гордимся тем, что наше отношение к клиентам получило признание — в 2015 году Компания стала одним из победителей Национального конкурса в области управления клиентским опытом и сервисом — Customer eXperience Awards Russia 2015. МегаФон получил призы сразу в двух номинациях: «Самая клиентоориентированная Компания России (управление клиентским опытом 360 градусов)» и «Лучший мультиканальный клиентский опыт».

Кроме того, МегаФон стал лауреатом премии «Права потребителей и качество обслуживания» (награда в номинации «Розничные услуги» категории «Связь и телекоммуникация»), а также победителем конкурса «Народная марка-2015» в категории «Оператор сотовой связи».

В 2015 году МегаФон первым из «Большой тройки» отменил ограничение по времени бесплатного разговора внутри сети. В июле была отменена плата за внутрисетевые звонки в Москве для пользователей тарифа «Переходи на ноль», который является самым массовым тарифом сотового оператора и одним из лидеров продаж в Москве благодаря отсутствию абонентской платы и нетарифицируемым звонкам внутри сети.

Что нас ждет в 2016 году

По нашим прогнозам, условия, в которых мы работаем, останутся непростыми. Сложные макроэкономические условия и связанные с ними изменения потребительского поведения, ценовая конкуренция участников рынка продолжат оказывать давление на показатели деятельности МегаФона.

Учитывая эти факторы, мы понимаем, что выполнение масштабных задач, стоящих перед Компанией, потребует от нас максимальной дисциплины и грамотного финансового планирования.

Мы будем стремиться соответствовать новым рыночным реалиям и трендам, повышать качество связи и развивать сеть. Нашими стратегическими приоритетами по-прежнему остаются удержание лидирующих позиций на российском рынке телекоммуникаций, развитие инновационных направлений нашего бизнеса, сохранение абонентской базы, повышение эффективности бизнес-процессов. И, конечно, всё, что мы делаем, неизменно должно приводить к улучшению качества наших услуг для клиентов. В заключение хочу поблагодарить всех сотрудников, менеджмент и акционеров МегаФона за их поддержку в прошедшем году и выразить уверенность, что высокие профессиональные качества, инициативность и трудолюбие нашей команды будут и в дальнейшем обеспечивать успешное развитие бизнеса нашей Компании.

Генеральный директор