Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:
Назад в Личный кабинет

Обращение генерального директора к акционерам

Обращение Генерального директора

Уважаемые акционеры, партнеры и коллеги!

В 2016 году мы подвели итоги стратегического цикла, завершившегося годом ранее, переосмыслили сложившиеся рыночные условия и новые рыночные тренды, которые включают в себя расширение использования инновационных цифровых технологий во всех отраслях экономики, рост популярности простых и эффективных решений, помогающих нашим клиентам решать свои личные и деловые задачи наиболее быстро и качественно с использованием мобильной передачи данных.

В этой связи мы приняли решение о смене стратегического курса. Учитывая высокий уровень проникновения мобильной связи в России, который достиг в прошедшем году 179%, мы приняли решение о нецелесообразности дальнейшего активного наращивания клиентской базы. В этой связи одной из своих приоритетных задач МегаФон видит сохранение лояльности существующих клиентов путем повышения качества их обслуживания и предоставления им набора уникальных продуктов и услуг на базе передовых технологий. Мы приняли решение отказаться от старой модели развития и перейти к цифровому росту. Этот рост достигается благодаря наиболее полному удовлетворению потребностей цифровых клиентов за счет обеспечения наилучшего воспринимаемого качества связи и внедрения инновационных продуктов и услуг первыми, чтобы клиенты оставались с нами надолго.

В этой связи в начале 2017 года была закрыта сделка по приобретению контрольного пакета голосующих акций Mail.Ru Group. Эта сделка позволит нам трансформировать бизнес и осуществить дальнейший переход от традиционного мобильного оператора к компании интегрированных цифровых коммуникаций. Совместно с Mail.Ru мы планируем создавать совершенно новые продукты и услуги для наших клиентов, объединяющие возможности мобильной передачи данных и информационных технологий, которые откроют новую главу в истории МегаФона и, возможно, развития всей телекоммуникационной отрасли в России.

2016 год стал для нас годом начала трансформации, направленной на усиление исторических конкурентных преимуществ, включая технологическое лидерство и диверсифицированный портфель брендов. Мы обновили организационную структуру, разделив бизнес на Коммерческий и Операционный блоки, а также усилили команду, ответственную за реализацию новой стратегии. В Операционный блок вошли направления инфраструктуры, закупок и логистики, правовая функция и GR. Операционный блок возглавила Анна Серебряникова, ранее занимавшая позицию директора по правовым вопросам и GR. В ее подчинении находятся директора филиалов. Коммерческий блок объединил функции развития бизнеса на массовом рынке и развития корпоративного бизнеса. Его возглавил Влад Вольфсон, ранее занимавший позицию директора по развитию корпоративного бизнеса.

Финансовые результаты на уровне ожиданий

В 2016 году на российском телекоммуникационном рынке сохранялся высокий уровень конкуренции в отрасли, продолжала меняться структура потребительского спроса, происходили изменения в области отраслевого регулирования. Все это, безусловно, оказало давление на отрасль в целом и на показатели деятельности МегаФона как одного из ключевых игроков рынка. Несмотря на внешние вызовы, мы завершили год уверенно, в соответствии с ранее заявленными прогнозами по основным показателям.

Результаты Компании за 2016 год в полной мере отражают ситуацию на российском рынке телекоммуникаций. Консолидированная выручка Компании выросла на 0,9% год к году и достигла 316 млрд руб. Скорректированный показатель OIBDA снизился на 8,5% год к году и составил 121 млрд руб.

Итоговой объем капиталовложений за 2016 год достиг 65,6 млрд руб., что на 6,5% меньше показателя капитальных затрат в 2015 году. Несмотря на снижение объема капитальных затрат по сравнению с прогнозом, МегаФон в полной мере выполнил план строительства сети за счет более четкой приоритизации инвестиционных проектов и оптимизации используемых технологических решений.

База пользователей мобильной связи МегаФона продолжила расти и достигла уровня 77,4 млн по состоянию на конец 2016 года. При этом количество пользователей услуг мобильной передачи данных увеличилось на 5,8%, до 31,7 млн за счет дальнейшего продвижения услуг передачи данных и продолжающегося роста проникновения устройств передачи данных среди наших абонентов. На конец 2016 года более 57% всех устройств, зарегистрированных в сети МегаФон, являлись устройствами передачи данных, а доля пользователей мобильного интернета составила 41% от общей базы пользователей мобильной связи Компании.

Повышение операционной эффективности

В число наших приоритетов входит повышение операционной эффективности. В 2016 году мы продолжили реализовывать ряд важных структурных проектов, которые позволят нам оптимизировать внутренние процессы и существенно сократить операционные расходы.

Среди них хочу отметить следующие важные для Компании проекты. Целью проекта «Единый биллинг», который стартовал в 2015 году, является объединение нескольких биллинговых систем филиалов МегаФон и его дочерних компаний в единую биллинговую систему. В 2016 году проект вышел на следующую стадию реализации: была проведена пилотная миграция абонентов из существующих биллинговых систем, а также произошел запуск продаж в розничном сегменте и в сегменте фиксированной связи.

В июле 2016 года мы запустили Общий центр обслуживания (ОЦО) в Самаре, который будет выполнять функции бэк-офиса Компании и объединит в себе ряд направлений поддерживающих бизнес-функций: планирование и поддержка закупок, бухгалтерия и отчетность, финансовый контроль и казначейство и другие. ОЦО позволит нам оптимизировать и унифицировать бизнес-процессы и повысить масштабируемость бизнеса. После завершения проекта мы планируем достичь экономии операционных издержек в объеме более 470 млн руб. в год, а затем начать оказывать услуги третьим лицам на базе ОЦО.

В прошедшем году МегаФон начал реализовывать проект реинжиниринга системы SAP, предусматривающий внедрение новейшей IT-системы S4/HANA. Федеральный проект по реинжинирингу SAP систем охватывает восемь филиалов Компании и дочерние компании; над ним работают 300 экспертов МегаФон и SAP. Он позволит существенно упростить и ускорить ключевые бизнес-процессы Компании.

Также в сентябре 2016 года внеочередное Общее собрание акционеров МегаФона одобрило реорганизацию МегаФона в форме выделения из него акционерного общества «Первая башенная компания». Компания создается нами на базе крупнейшего в России портфеля антенно-мачтовых сооружений (АМС). Так, Первой башенной компании будет передано более 15 тысяч АМС. Создание Первой башенной компании позволит внедрить сервисный подход в управлении инфраструктурой АМС, повысить операционную эффективность за счет внедрения лучших практик по управлению, обслуживанию и экономии через партнерства, повысить рентабельность капитальных затрат, реализовать преимущества активного участия на быстрорастущем рынке инфраструктурной аренды АМС.

Технологическое лидерство

С момента своего создания МегаФон стремится быть технологическим лидером в отрасли, не только угадывая, но и в некотором смысле определяя направления ее развития, формируя ландшафт современного телекоммуникационного рынка в России. Стремительно меняющаяся среда требует от нас новых решений и идей, очередного успешного «шага за горизонт возможного», чем так хорошо известен МегаФон.

Сегодня МегаФон обладает инфраструктурой, которая является одной из самых масштабных и современных в России. По итогам года количество базовых станций всех стандартов выросло на 9% и достигло 143,7 тысяч станций, при этом базовые станции стандарта 4G составили пятую часть от общего количества станций. В 2016 году услуги 4G интернета от МегаФон стали доступны жителям 82 регионов РФ, а услуги высокоскоростного интернета четвертого поколения LTE-Advanced со скоростями 150-450 Мбит/с — жителям 27 регионов и городов РФ. Общая протяженность магистральной сети составила 130,6 тысяч км, увеличившись на 4% год к году. По состоянию на конец 2016 года МегаФон обладает одной из самых протяженных сетей ВОЛС среди российских операторов мобильной связи.

В 2016 году МегаФон вместе со своими международными партнерами активно участвовал в формировании следующего стандарта связи, который получит название 5G. В 2016 году мы провели два тестовых испытания, в ходе которых первыми в России и одними из первых в мире продемонстрировали новые супербыстрые скорости мобильного интернета. Так, в сентябре мы показали скорости на уровне 4,94 Гбит/сек. Тестирование стало важным шагом на пути формирования стандарта сетей следующего поколения, который позволит вывести обслуживание клиентов на принципиально новый уровень.

В июле 2016 года МегаФон и Nokia подписали меморандум о сотрудничестве по развитию стандарта 5G в России, в том числе в области технических аспектов его внедрения и развития, а также взаимодействия с российскими регуляторами и международными организациями по вопросам коммерческого внедрения стандарта. Итогом партнерства станет тестирование новых решений в рамках совместных пилотных проектов и возможное строительство испытательного кластера 5G на российских стадионах, участвующих в проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Мы видим большой потенциал развития направления «Интернет вещей» (IoT). В 2016 году МегаФон подписал меморандум о сотрудничестве в сфере внедрения решений IoT с компанией Huawei, а также соглашение о стратегическом партнерстве с Национальной ассоциацией участников рынка промышленного интернета в целях содействия формированию рынка индустриального интернета в России, создания отраслевых стандартов и документов, а также реализации совместных проектов в этой сфере. Кроме того, МегаФон и Huawei активно сотрудничают в продвижении на российском рынке нового стандарта связи — NB-IoT (Narrow Band IoT). Данная технология связи для IoT значительно снижает потребление энергии конечными устройствами, обеспечивает более широкое покрытие и проникновение связи, увеличивает максимальное количество подключенных к сети устройств.

Уже сегодня Компания предоставляет продукты во всех сферах применения IoT. На базе имеющейся инфраструктуры МегаФона мы обслуживаем более 3,9 миллионов SIM-карт, установленных в различных устройствах, соединенных с интернетом. В 2016 году мы подписали соглашение с крупнейшим оператором энергетических сетей в России — компанией «Россети». По условиям соглашения, МегаФон оснастит 300 тысяч электроподстанций системами мониторинга вторжений и сбора телеметрии до 2020 года. Оборудование позволяет осуществлять мониторинг баланса электроэнергии, минимизировать потери электроэнергии, контролировать в режиме реального времени работоспособность оборудования и своевременно предотвращать неисправности.

Подключаем возможности

Мы уверены, что будущее телекоммуникационного рынка связано с формированием удобной цифровой среды вокруг абонента. МегаФон последовательно движется в сторону создания широкой линейки продуктов и сервисов качественно нового уровня, которые позволят нашим клиентам, как розничным, так и корпоративным, в максимальной степени воспользоваться преимуществами инновационных технологий.

В 2017 году нам предстоит серьезная работа по трансформации МегаФона в компанию, которая будет отвечать возрастающим ожиданиям наших клиентов на длительном горизонте. Сегодня у нас есть все для этого большого шага — современная технологическая база, известный бренд, высококачественная система обслуживания и, что самое главное, профессиональный и яркий коллектив специалистов и единомышленников. Уверен, наша команда в полной мере готова справиться с возникающими вызовами и добиться дальнейшего усиления позиций МегаФона во всех ключевых сегментах.

Сергей Солдатенков
Генеральный директор