Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:
Назад в Личный кабинет

Обращение Генерального директора к акционерам

Обращение Генерального директора

Уважаемые акционеры, партнеры и коллеги!

В 2017 году МегаФону удалось достичь хороших операционных и финансовых результатов, восстановить рост ряда ключевых показателей и добиться поставленных в начале года целей. Компания работает на высококонкурентном рынке, который долгое время находился в стагнации из-за перенасыщения и постоянного снижения цен на услуги в рамках сильной конкурентной борьбы. В отчетном периоде рынок впервые за несколько лет продемонстрировал позитивную динамику, в значительной степени за счет смягчения ценовой конкуренции. Развитие МегаФона в течение года определялось новой Стратегией, в соответствии с которой Компания стремится предлагать лучшие продукты и услуги и открывать новые возможности для абонентов, чтобы стать лидером цифрового рынка и выбором № 1 для клиента. Новые позиционирование и слоган «МегаФон.Начинается с тебя» демонстрируют развитие бизнес-философии Компании. МегаФон не продает минуты и гигабайты, а подключает возможности — цифровые услуги, контент, видео, аудио, общение в социальных сетях и мессенджерах. Мы развиваем экосистему цифровых решений и применяем «умное ценообразование» с использованием больших данных, чтобы постоянно повышать привлекательность услуг МегаФона.

Значимым событием для нас стало завершение сделки по разделу активов «Евросети» в феврале 2018 года. Мы надеемся, что это приведет к рационализации рынка мобильного ритейла в целом и позволит как МегаФону, так и VEON успешно реализовать собственные стратегии по развитию сети продаж. В соответствии с достигнутым Соглашением VEON приобрел около 1,7 тысяч торговых точек и передал МегаФону 50%-ную долю владения в «Евросети», а также выплатил денежное вознаграждение в размере 1,2 млрд руб. в счет своей доли в обязательствах «Евросети». В результате доля владения МегаФона в «Евросети», которая продолжает владеть около 1,7 тысяч салонов, достигла 100%. Мы рассматриваем различные варианты стратегического развития «Евросети» для поддержки и усиления нашей существующей широкой монобрендовой сети салонов.

Операционные и финансовые результаты

В соответствии с новой Стратегией в 2017 году мы сосредоточились на повышении качества абонентской сети, развитии цифровых услуг и улучшении клиентского опыта. Основным приоритетом для нас стало не просто наращивание числа подключений, а повышение качества и долгосрочного потенциала существующей клиентской базы. Предпринятые шаги помогли улучшить основные показатели. Выручка выросла на 1,8% и достигла 321,8 млрд руб. При этом важный для нас показатель текущей стоимости будущего денежного потока от клиента на протяжении всей истории взаимоотношений с МегаФоном (LTV) 1 вырос на 20%. Негативный тренд по OIBDA, наблюдавшийся на протяжении нескольких лет, сменился ростом: по итогам 2017 года показатель OIBDA вырос на 0,6% — до 121,9 млрд руб. Росту выручки и OIBDA способствовали увеличение выручки от внедрения коммерческих инициатив, в частности новой тарифной линейки «Включайся!», снижение себестоимости услуг связи в связи с сокращением затрат на аренду каналов и переходом от спутниковых к менее дорогим наземным каналам связи. Кроме того, росту показателя OIBDA способствовали оптимизация собственного ритейла и снижение налоговых расходов на операционную деятельность. МегаФон поддерживает приемлемое соотношение чистого долга к OIBDA (1,92х), продолжает эффективно управлять долговым портфелем и постоянно работает над его дальнейшей оптимизацией. По итогам 2017 года МегаФону удалось сохранить размер абонентской базы на прежнем уровне, увеличив при этом долю пользователей услуг передачи данных. По итогам года абонентская база составила 77,1 млн абонентов, в том числе 75,4 млн в России. Сегодня более 41,8% абонентов Компании пользуются мобильным интернетом, и мы ожидаем, что в дальнейшем их доля будет расти. В то же время средний объем мобильного трафика на абонента за год увеличился на 52,2% и превысил 6,5 ГБ, а средний чек интернет-абонента (ARPDU) вырос на 3%, составив 237 руб/мес.

Мы понимаем, что основа цифровой экономики — насыщенная современная инфраструктура. В отчетном периоде Компания продолжила модернизировать свою сеть и полностью выполнила планы по строительству на 2017 год, оптимизируя расходы и удерживая показатель САРЕХ на уровне 56 млрд руб. Основная часть инвестиций в 2017 году была направлена на развитие сетей LTE и LTE Advanced как в части расширения покрытия сети, так и в части увеличения ее емкости. При этом часть средств была инвестирована в модернизацию сетей 2G и 3G. В июле 2017 года с целью более эффективного управления башенной инфраструктурой МегаФона и ее монетизации за счет предоставления в аренду было создано АО «Первая Башенная Компания», в которое было передано более 15,5 тысяч антенно-мачтовых сооружений и иных связанных активов общей стоимостью более 17,2 млрд руб.

«Цифровая ценность» для абонентов

В 2017 году основными драйверами выручки стали продукты, которые создают «цифровую ценность» для абонентов. Мы запустили новую тарифную линейку «Включайся!», разработанную на основе анализа больших данных, в рамках которой мы предлагаем гибкие тарифы в зависимости от личных предпочтений каждого абонента. Все бoльшим спросом пользуются финансовые и контентные услуги МегаФона, включая МегаФон.ТВ, банковскую карту и другие финансовые сервисы, а также «умные» услуги на базе технологий интернета вещей. В течении года был запущен ряд новых перспективных сервисов — МегаФон.Музыка, МегаФон. Здоровье, #Cпеции, которые в будущем станут частью одной большой экосистемы цифровых услуг.

Для корпоративных клиентов и государственных заказчиков МегаФон выступает в качестве интегратора, предлагая комплексные решения «под ключ». В 2017 году количество корпоративных клиентов МегаФона выросло на 3,8% и достигло 309 тысяч, благодаря чему мы впервые заняли лидирующие позиции на B2X-рынке с долей 33,5% в мобильном сегменте по итогам года. Увеличение выручки в данном сегменте на 16,1% стало возможным благодаря росту потребления мобильных услуг, M2M-услуг, а также реализации комплексных интеграционных проектов, таких как, например, разработка решения для контроля и учета ресурсов ЖКХ, подготовка инфраструктуры в рамках Кубка конфедераций 2017 года и Чемпионата мира по футболу 2018 года.

МегаФон стремится внести вклад в развитие цифровой инфраструктуры на общенациональном и региональных уровнях. Компания возглавила рабочую группу «Информационная инфраструктура» в АНО «Цифровая экономика» и уже приступила к реализации цифровой повестки государства. Компания реализует инфраструктурные проекты на платформе «Цифровой регион», которые включают внедрение «умных» решений для транспорта, социальной сферы, ЖКХ, государственного управления и обеспечения безопасности. Так, в число пилотных проектов «Цифрового региона» вошли установка «умных» дорожных знаков в Челябинске, организация «умного» городского освещения в Брянске. Также мы запустили проект по цифровизации нескольких российских регионов в рамках Соглашений с руководством Удмуртской Республики, Ульяновской и Псковской областей.

Технологическое лидерство

Мы понимаем, что для дальнейшего укрепления технологического лидерства Компании важно постоянно развивать технологии и внедрять инновационные решения. Компания предлагает самый быстрый мобильный интернет и обладает наибoльшим количеством базовых станций 4G в России. В 2017 году сеть МегаФона выросла на 10%: по состоянию на конец года она насчитывает 157 732 базовые станции, а протяженность сети ВОЛС была увеличена на 4% — до 199 761 км. Согласно результатам тестов скорости мобильного интернета Speedtest, проведенных компанией Ookla, скорость загрузки данных на устройство в сети МегаФон достигает 25,04 Мбит/с, что является лучшим показателем в отрасли. Кроме того, Компания продолжает инвестировать в ускоренное развитие технологии LTE. По состоянию на конец 2017 года сеть LTE Advanced стала доступна нашим абонентам в 38 регионах России.

МегаФон принимает самое активное участие в развитии сетей 5G. В рамках Соглашения о сотрудничестве с «Ростелекомом» запущена совместная работа по развертыванию сетей 5G. В 2017 году МегаФон совместно с Huawei в тестовом режиме поставил новый рекорд скорости мобильного интернета в России — 35 Гбит/с — и представил базовую станцию пятого поколения в действии. Также в 2017 году была протестирована технология Massive MIMO, во время демонстрации которой скорость мобильного интернета в секторе достигала 851 Мбит/с. В 2017 году Государственная комиссия по радиочастотам выделила МегаФону диапазон частот 3,4–3,8 ГГц и 25,25–29,5 ГГц для исследований и опытного запуска технологии мобильной связи 5G на Чемпионате мира по футболу 2018 года. Мы планируем развернуть первые зоны для тестирования технологии 5G на этих рабочих частотах во время Чемпионата.

МегаФон стал первой компанией в России и одной из первых в мире, разместивших коммерческие облигации с учетом прав на блокчейне. Вслед за выпуском облигаций МегаФон использовал блокчейн в платежной операции. Мы видим большой потенциал этой технологии и предполагаем, что в перспективе она станет новым стандартом обмена транзакционными данными. В 2018 году мы планируем продолжить реализацию Цифровой стратегии, уделяя приоритетное внимание дальнейшему укреплению конкурентных преимуществ. Мы уверены, что выбранная Стратегия, уже продемонстрировавшая положительный эффект, поможет МегаФону укрепить позиции на рынке в средне- и долгосрочной перспективе. Ключевой задачей для нас будет качественное развитие нашей абонентской базы. Мы стремимся быть № 1 для каждого клиента, предлагая наиболее выгодные тарифы, инновационные цифровые технологии и быстрый интернет. Мы прикладываем все усилия для того, чтобы каждый человек и каждая организация, сделавшие выбор в пользу МегаФона, оставались с нами надолго.

В заключение я хотел бы выразить благодарность всем сотрудникам за слаженную и профессиональную работу в 2017 году, а партнерам — за доверие и поддержку. За 25 лет развития МегаФон добился больших успехов, во многом сформировав телекоммуникационную отрасль и ту экосистему услуг связи и цифровых решений, в которой мы живем сегодня. Я уверен, что МегаФон ожидает новый, еще более интересный и насыщенный этап развития в качестве одного из создателей цифрового будущего, которое ожидает нас завтра.

Сергей Солдатенков
Генеральный директор