Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:

Рынок телекома вступил в новую реальность

Директор Поволжского филиала ПАО «МегаФон» о работе оператора в регионе

7.04.2016

Владимир Карпушкин, директор Поволжского филиала компании «МегаФон»

В начале февраля 2016 года на должность руководителя Поволжского филиала ПАО «МегаФон» был назначен Владимир Карпушкин, который работает в компании уже 15 лет. На этом посту он сменил Павла Корчагина, который теперь возглавляет Северо-Западный филиал. Какие задачи стоят перед новым управленцем? Как прошла интеграция «СМАРТС» в структуру «МегаФон» и что ждет рынок с приходом Tele2? Каковы итоги работы оператора в 2015 году и планы на 2016 год? На эти и другие вопросы «СО» ответил директор Поволжского филиала ПАО «МегаФон» Владимир Карпушкин.

— Какие задачи сейчас стоят перед вами как перед директором филиала?

— С одной стороны задачи традиционные – укрепление лидерства на рынке Поволжья и Самарской области, как основного стратегического региона в филиале. И эта задача требует особых усилий, учитывая тот факт, что отрасль телекома вышла на новый этап развития, когда происходит стагнация традиционных услуг связи, меняется поведение абонентов в сторону потребления услуг передачи данных, подходы к дистрибуции и обслуживанию. Тем не менее, в рамках Поволжского «МегаФона» и, в частности, отделения в Самарской области происходят уникальные события. Во-первых, это мероприятия, связанные с покупкой активов СМАРТС и их интеграцией в структуру «МегаФона». Во-вторых, создание на территории Самары общего центра обслуживания оператора. По всей России компания проводит оптимизацию своей деятельности, переходит на более эффективные бизнес-процессы – и ряд централизованных функций будет сосредоточен в Самаре. Таким образом, здесь в ближайшее время появится подразделение численностью до тысячи человек, которое будет работать на всю Россию.

— Какие функции будут у этого центра?

— Он будет выполнять все вспомогательные функции, которые можно централизовать. В частности, это учет и отчетность, финансовый контроль, работа с закупками, логистика, контроль дебиторской задолженности.

— Каковы итоги работы оператора в регионе в 2015 году?

— Мы достигли всех целевых показателей. Как я отметил, телеком-рынок вступил в новую реальность и перестал расти двузначным темпом. Несмотря на это, по Самарской области мы показали небольшой, но все-таки рост практически во всех сегментах. Количество корпоративных абонентов, с учетом дочерних компаний, увеличилось на 20% за 2015 год. Понятно, что массовый сегмент такими темпами уже давно не растет, но, тем не менее, количество наших абонентов в Самарской области в 2015 году впервые превысило официальную численность населения губернии. Я думаю, в России не так много регионов, где какой-либо оператор занимает аналогичную позицию. Понятно, что это не только голосовые sim-карты, многие люди давно имеют по несколько устройств. Значимая часть sim-карт вставлена в модемы, планшеты, во вторые телефоны, автомобили, датчики, охранные сигнализации. Количество sim-карт на рынке продолжит расти – за счет таких устройств для передачи данных. Может быть не такими темпами, как ранее, но рост будет.

— Сколько базовых станций на сегодняшний день работает в регионе, и как их количество изменилось за 2015 год?

— По итогам 2015 года в Поволжье сумма базовых станций «МегаФона» всех трех стандартов – 2G, 3G и 4G – увеличилась на 7% и превысила 18 тысяч. В Самарской области количество станций превысило 3 тысячи. Прирост идет, в основном, за счёт развёртывания высокоскоростной сети передачи данных 4G. В частности, в губернии годовой прирост оборудования 4G составил 20%. В Самарской области мы активно занимались не столько стройкой, сколько совершенствованием и модернизацией уже существующей сети. Целью было создание моновендорной сети, то есть работающей на оборудовании одного производителя. Для этого мы заменили все базовые станции 2G, составляющие свыше трети нашей сети, обновили программное обеспечение. Такая однородность позволяет компании быстрее расширять возможности сети в том или ином районе, качественнее внедрять новые технологии. Повышена успешность соединений до рекордных 99%, обеспечен незаметный переход устройств наших абонентов между сетями разных поколений – так как даже современному 4G-смартфону нужна сеть и 3G, и 2G. Кроме того, новое оборудование более экономичное в плане энергопотребления и имеет большую зону покрытия. Тем же количеством базовых станций мы теперь можем обеспечивать лучшее покрытие с лучшей проникающей способностью. Тем не менее, увеличивать количество базовых станций в течение года мы продолжали по двум приоритетам: расширение зоны покрытия, хотя на сегодня мы покрываем 98% области, и увеличение емкости. В России немного регионов, где, например, сельские населенные пункты и райцентры имеют по 3-4 базовые станции 4G, обеспечивающие высокоскоростной мобильный интернет. Ресурсы этих станций через какое-то время наполняются трафиком до предела, и мы видим там неудовлетворенный потенциальный спрос на услуги передачи данных. В таких поселениях мобильный интернет, зачастую, единственная возможность доступа в Сеть.

— Как кризис 2014-2015 годов скорректировал планы оператора?

— Мы работаем в России, число наших абонентов в Поволжье превышает 16,6 миллионов, в Самарском регионе – 3,2 миллиона. Понятно, что наши пользователи – это в основном обычные люди, покупательская способность которых снижается. В частности, уменьшился поток туристов за границу, снизилось потребление международного роуминга. Растет спрос на пакетные предложения, позволяющие предсказывать, планировать затраты – человеку сейчас проще заплатить заранее оговоренную сумму в месяц и получать определенный объем услуг. Таким образом, люди стараются иметь более предсказуемую финансовую картину. Мы со своей стороны оптимизируем тарифы: в тех же самых пакетах за год значительно увеличен голосовой и интернет-трафики, снижена абонентская плата, установлен безлимит на связь внутри сети. Что касается планов, мы продолжим инвестировать в развитие сети и качество связи.

— Как вы сегодня оцениваете состояние областного телекоммуникационного рынка? Какова сейчас конкурентная обстановка на рынке мобильных операторов связи? Какую позицию на нем занимает самарское региональное отделение «МегаФон»?

— Самара – один из крупнейших телеком-рынков России. Если говорить о Поволжье, то по объемам рынка Самарская область сравнима с такими крупными регионами, как Татарстан и Башкортостан, где население превышает 4 млн человек. Позиция «МегаФона» здесь очевидна много лет – мы занимаем ведущие позиции и продолжаем их укреплять. Конкурентная ситуация достаточно стабильная.

— В регионе стартовал Tele2. Как это ударит по позициям действующих игроков? Какой прогноз по Самарской области?

— В течение 2015 года мы наблюдали выход Tele2 в соседних регионах – Волгоградской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областях. Сейчас можно сказать, что кардинально на расклад позиций в регионах это не повлияло. Конкуренция – штука многогранная. Недостаточно просто в рекламе сказать, что ты – самый дешевый. Важно обеспечить абоненту возможность потреблять качественные услуги связи там, где ему нужно, на максимальной территории. Телеком-отрасль в России и, в частности, в Самаре – одна из немногих, где цены регулярно снижаются. Возьмем 2001, 2005 и 2015 годы, уберем за скобки инфляцию, и увидим, что средний счет абонента (ARPU) в эти годы снижался. То есть суммы, которые платит среднестатистический абонент, уменьшаются, несмотря на инфляцию, курс доллара, кризисные явления. Сегодня цены у операторов сопоставимы. Кто-то говорит о том, что он самый дешевый, кто-то не говорит, но сути это не меняет. Если посмотреть финансовую статистику всех операторов, вы увидите опять же сравнимые данные по среднему чеку. Нет такого, что у одного оператора, условно говоря, средний счет – тысяча рублей, а у второго – двести рублей. Абоненты очень хорошо считают.

— Как прошла интеграция АО «СМАРТС-Самара» в структуру Поволжского филиала ПАО «МегаФон»? Как выстраивалась работа с абонентами «СМАРТС»? Что «МегаФон» предложил этим абонентам? Поступали ли жалобы от абонентов «СМАРТС» на действия «МегаФон»?

— Сейчас большая часть абонентов «СМАРТС-Самара» перешла в «МегаФон» со своими номерами. Если говорить о процессе реорганизации/интеграции, для абонентов «Мобиком-Волга» (бывшее АО «СМАРТС-Самара», «дочка» ПАО «МегаФон» - прим. ред.) увеличено количество сервисов и зона покрытия, так как с 1 февраля 2016 года региональный оператор использует ресурсы сети «МегаФона». Жалобы есть, как и у любого оператора. Вместе с тем, мы со своей стороны постарались сделать процесс перехода максимально комфортным и незаметным. Абоненты обращались не столько с претензиями, сколько с вопросами. Да, было время повышенной активности, но сейчас количество таких обращений уже снизилось.

— Сколько фирменных салонов «МегаФон» работает в регионе? Планируется ли увеличить их количество?

— С учетом собственной розницы, монобрендовых, мультибрендовых и других дилерских пунктов наших абонентов обслуживают более 380 точек, расположенных по всей области. Среди дилеров есть федеральные компании – «Евросеть» и «Связной», а также проверенные локальные партнеры, с которыми мы сотрудничаем больше 10 лет. Что касается увеличения числа собственных салонов, то здесь все определяет спрос. Имеющаяся сейчас сервисная сеть в целом удовлетворяет потребности наших клиентов. Какого-то взрывного роста на рынке пока не ожидается, есть поступательный рост. По итогам 2015 года абонентская база в Самарской области выросла на 5%, плавную положительную динамику мы ожидаем и в 2016 году. Под это локально расширяем возможности для обслуживания клиентов.

— Какая розница приносит больше выгоды: своя или брендированная (Евросеть, Связной и т.д.)?

— В целом по всей рознице мы удерживаем стабильный уровень рентабельности. Хотя, как показывает опыт российского рынка ритейла, розница вообще редко приносит прибыль, работая с рентабельностью менее 10%. Салон нужен, в первую очередь, не ради маржи с продажи телефонов, которые зачастую субсидируются, а для прямого контакта с абонентом. Для нас, например, это возможность качественного обслуживания существующих абонентов, роста подключения услуг и продаж.

— Как изменилось поведение абонентов за последние полтора года? Какова доля передачи данных по технологии LTE в услугах «МегаФон»? Какова динамика потребления интернет-трафика, в частности по технологии 4G? За счет чего?

— Мы начали запускать сети 4G/LTE в области в 2012 году. Прошло меньше четырех лет. Сейчас 4G/LTE показывает самый динамичный рост из всех технологий: в 2015 году 4G-трафик вырос на 53% в сравнении с 2014-м. Конечно, более популярными являются сейчас 3G-аппараты. Их просто больше продавалось в свое время, исторически накопилась масса. Но сейчас абсолютно все вендоры и поставщики терминалов, планшетов, модемов и т.д. стараются включать 4G-модуль. Мы видим, что проникновение устройств с 3G и 4G в городах уже практически сравнялось. Аналогичный процесс происходит и в районах области. Уверен, что проникновение 4G-устройств в некоторых, особенно южных, частях Самарской области выше, чем в других городах России. Это хороший пример того, что оператор является проводником новых технологий. Интернет-трафик в сетях всех поколений за год вырос на 30%, мобильной передачей данных пользуются 37% абонентов. Это говорит о том, что люди продолжают жить, общаться.

— Пользуются ли сейчас популярностью SMS, MMS или они уходят в прошлое в силу того, что сегодня большинство людей общаются посредством интернета? Насколько сильно социальные сети оттягивают голосовой трафик?

— Профиль потребления услуг действительно меняется. Если раньше телефон был исключительно для голосовых вызовов, и кто-то максимум умел отправлять sms, то сейчас уже есть люди, которые не умеют отправлять sms. Они вообще из интернета не выходят. «Голос» плавно перетекает в Сеть, параллельно с этим потребление интернета растет за счет развития скоростных сетей 4G. Если смотреть на это с точки зрения выручки компании или счета абонента, то в принципе пласт «голос и интернет» несколько лет остается стабильным, просто меняется соотношение – растет доля передачи данных.

— Насколько активно развиваются сегменты B2B и B2C? Какие тренды наблюдаются в B2B? С какими сегментами бизнеса наиболее интересно работать оператору? Что является драйверами для обоих сегментов?

— Массовый рынок в целом достаточно стабилен. Что касается рынка бизнес- и государственных заказчиков, то на нем «МегаФон» в Поволжье также занимает ведущие позиции. В Самарской области, как я уже отмечал выше, количество корпоративных абонентов выросло на 20%, потребляемый ими интернет-трафик – почти в два раза. Растет количество подключаемых бизнес услуг, в частности, m2m, онлайн-конференции, управление удаленными объектами, контроль кадров и персонала. За 2015 год у нас в пять раз выросло количество m2m-клиентов. Наиболее быстрыми темпами растет сегмент государственных заказчиков, среди них такие крупные предприятия и госучреждения, как Самарская городская дума, районные администрации, таможня, городские больницы, УФСИН и другие.

Источник: 63media.ru