Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:

«Многие банки могут нам позавидовать»

Многие банки могут нам позавидовать

Ян Кухальский

директор по новым бизнесам и партнёрствам МегаФона

28.01.2017

Инна Лунёва: Банки идут в телеком, а телеком осваивает банковский рынок, все пробуют «чужие» услуги, ищут новые возможности. Кто от этого в выигрыше – узнаем у Яна Кухальского, директора по новым бизнесам и партнёрствам компании «МегаФон». Приветствую вас, Ян!

Ян Кухальский: Добрый день!

– В последнее время сотовые операторы идут на смежные рынки: финансы, «умные» дома, мобильное ТВ… В чём причина?

– Мы прошли стадию экстенсивного роста как телеком-бизнес. И, безусловно, в рамках нового этапа мы ищем новые возможности, к которым можем подключить наших абонентов. И конечно же, новые рынки представляют для себя эти новые возможности. Везде, где человек использует телефон, может получить для себя дополнительные преимущества, дополнительные удобства, является потенциально интересным рынком для телеком-оператора, в котором мы можем предложить что-то уникальное и интересное для нашего абонента за рамками наших корруслуг. Соответственно, те рынки, которые вы перечислили, однозначно попадают в список, куда смотрим и мы, и в целом индустрия по всему миру.

– Ещё пять месяцев назад было так: «класть деньги на телефон» – это нормально, «привязывать карту к телефону» для большинства – странно. Что изменилось с тех пор, как «МегаФон» в 16-м году запустил карточный продукт? Вы довольны первыми итогами?

– Это уникальный продукт, которого не было нигде в мире. И мы в компании «МегаФон» первые запустили этот проект. Как раз потому, что понимали и видели по тем трендам, которые существуют у нас в мобильной коммерции, что счёт мобильного телефона используется как полноценное платёжное средство. Но, к сожалению, ограничено тем, что далеко не все классические инструменты, такие как банковская карта, имели какую-то устойчивую связь с этим счётом. Идея родилась из того, что если счёт есть и на нём лежат деньги, то надо дать возможность нашим абонентам распоряжаться этим счётом так, как им удобно. И спустя пять месяцев после её запуска я могу сказать, что ключевые предпосылки, на которые мы рассчитывали, сработали. Уже на сегодняшний момент более 450 тысяч карт выдано. Более 100 тысяч человек пользуются этими картами в регулярном режиме. Оборот в декабре достиг 1 миллиарда ₽. То есть за три с небольшим месяца с момента полноценного запуска карты, её федерализации мы смогли выйти на обороты, которым, на самом деле, многие банки могут позавидовать. Безусловно, проникновение банковской карты не будет 100-процентным.

– Оптимальна для вас какая цифра, после какой цифры вы скажете: «Всё, мы довольны»?

– Мы никогда не останавливаемся на достигнутом уровне. И никогда не становимся удовлетворёнными.

– Ну в планах?

– В планах, безусловно, в этом году преодолеть шестизначное число по количеству выданных карт. То есть превысить 1 миллион.

– Вашу карту представляла Елизавета Боярская. Как вам работалось с ней?

– Когда мы на пресс-конференции представляли ролик и ещё раз затронули все преимущества нашего продукта, я был удивлён тем, как Лиза поняла продукт и, по сути, стала его евангелистом на этой пресс-конференции. Хотя никто не ставил перед ней задачу погрузиться, выучить какие-то презентации. Она должна была представить себя и рассказать, как ей дался творческий процесс участия в съёмке рекламного ролика. И то, что она смогла рассказать об этих преимуществах, для меня было подтверждением и доказательством того, что мы не придумали что-то никому не нужное, неизвестно для чего. А мы нащупали ту потребность, которая есть у совершенно разных категорий лиц.

– Какие цели у «МегаФона» в плане банковского продукта?

– Целью является каждый сегмент, в котором есть, которому наша карта может дать возможность более удобного использования своего счёта. Есть молодёжный сегмент, где это действительно первая карта, которую легко получить. Есть сегмент консервативных пользователей, у которых карты нет либо основная карта используется только в основном для снятия наличных. Но есть прогрессивный сегмент, как, например, Лиза Боярская. Для которой основная карта является источником хранения существенных сумм, учитывая, что Лиза – успешная актриса. И использование карты в целом ряде направлений даже не для консерватора опасно.

– Вы вообще следите за тем, как россияне используют карточку «МегаФона»?

– Мы, действительно, запуская продукт, не понимали, какой будет профиль использования карты. Как оказалось, по количеству операций первое место занимает продуктовый ретейл. На втором месте по количеству операций – переводы и платежи. А на третьем месте у нас идут кафе и рестораны. Четвёртое место – как раз-таки интернет-площадки. И на пятом месте, по-моему, АЗС. Это то, чего мы и хотели добиться. Потому что, если карта используется у тебя в повседневной жизни, это лучшее свидетельство того, что она тебе полезна.

– На нашем портале пользователи часто жалуются, что не удаётся войти в Личный кабинет, проценты на остаток начисляются не вовремя. С чем это связано? В чём причина?

– Действительно, у нас происходят периодически некоторые технические сложности. Из-за них я лично, пользуясь случаем, хочу извиниться перед каждым пользователем, кто с этим столкнулся. Любой возникший технический баг носит временный характер, ограниченный максимум несколькими днями. И самое главное, 100-процентно мы гарантируем, что это не приведёт ни к каким финансовым потерям и некорректной отработке финансовой операции. «Детские болезни» нового продукта мы активно преодолеваем. И этот год стоит в задачах команды, которая занимается картой, и является моей личной задачей принципиальное снижение багов, которые существуют в этом решении.

– «Народный рейтинг» на портале Банки.ру. Вам интересна такая обратная связь, вы смотрите отзывы, отвечаете на них?

– Всё, что происходит в соцсетях, на сайте Банки.ру, мы внимательно мониторим. И по каждому случаю, если особенно он вдруг для нас неизвестный, разбираемся от и до.

– Планируете ли вы предлагать абонентам микрозаймы, как это делают коллеги из телекома?

– Мы будем развивать все те продукты, которые могут позволить более эффективно, удобно, полезно использовать свой счёт мобильного телефона. Вместе со счётом мобильного телефона появилась карта. Вместе с картой, безусловно, у нас появится предложение и кредитное, которое позволит удобно получать доступ либо к быстрым деньгам, либо, может быть, к длинным деньгам, в том числе для наших пользователей.

– Когда в планах?

– Этот год.

– Вы запустили услугу денежных переводов. Она востребованна, вы довольны ею?

– В целом денежные переводы имели тренд к росту. Но после того, как мы перезагрузили наш портал Мани.МегаФон.ру , запустили удобный сервис перевода со счёта телефона # сумма, запустили банковскую карту, мы увидели более чем 20-процентный рост по переводам. И общая сумма превысила 250 миллионов.

– Один продукт помогает другому расти?

– Абсолютно верно. Поэтому я и назвал в целом подход к нашим финансовым услугам экосистемой. Экосистема – это как раз-таки такая взаимосвязь продуктов, которая поддерживает и делает удобным использование их широким кругом наших абонентов.

– ОТТ-сервисы практически «убили» выручку операторов от SMS. Не боитесь, что они у вас отнимут выручку от голосовых услуг?

– В нашем мире постоянно появляется что-то новое. Это новое чаще всего не замещает, но дополняет.

– То есть вы не согласны, что SMS почти никто не отсылает?

– Во-первых, это в действительности не так. Просто там не существует роста, и есть негативный тренд по выручке. Но тем не менее SMS пользуется всё ещё значимое количество абонентов.

– У которых 2G.

– 2G. Я хочу сказать, что я до сих пор получаю довольно много SMS от своих знакомых. Меньше. При этом я получаю ещё в десятки раз больше сообщений в ОТТ-сервисах. Но это не значит, что SMS как канал уже не существует. ОТТ-сервисы точно так же живут, цель их – передача информации. То, чем занимается любой телеком-оператор. Просто форма передачи информации раньше была аналоговой, а сейчас стала цифровой. И мы как операторы делаем всё, и уже многое сделано для того, чтобы быть самыми быстрыми в цифровой среде и самыми качественными, развивая свои LTE-сети, LTE-edvanse. Для того чтобы работали ОТТ-сервисы, нужны качественные цифровые сети. И в этом смысле наша роль в этом рынке может быть двойная. Во-первых, как инфраструктурная компания. А во-вторых, как компания, которая даёт удобные сервисы, построенные на собственной инфраструктуре. Либо удобные или дополнительные преимущества от пользования в том числе сторонними ОТТ-сервисами.

– Кто сейчас основные конкуренты? Коллеги из телекома или банкиры?

– Если мы говорим про направление банковской карты, то да. Конечно же, здесь мы в первую очередь смотрим на банки как ключевых игроков, которые играют на той же «поляне», на которую мы вышли. И у которых нужно многому научиться. Если говорить о телекоме – понятно, есть много новостей. Все читали, что Сбербанк очень внимательно смотрит на МVNО. Но пока всё это ещё разговоры и желание попробовать себя в этой индустрии. Но не реальные действия. Кроме того, сам по себе рынок телекома сейчас, на мой взгляд, и так находится в стадии жесточайшей конкуренции. Именно поэтому мы сейчас, в Давосе был отчёт…

– По тарифам?

– Да. О стоимости телеком-услуг во всём мире. И Россия находится на втором месте в мире по дешевизне телеком-услуг. На этом рынке не так просто играть.

– Не советуете всем пробовать.

– Я советую очень сильно всем подумать, прежде чем выходить на него.

– А что будет с тарифами в этом году или в следующем? Нас всё-таки ожидает повышение тарифов?

– На такой территории, как Россия, отрасль не сможет развиваться, если цены будут самые дешёвые в мире. Рано или поздно это приведёт к тому, что мы просто начнем терять качество услуг. Если либо технологически не найдём принципиально другой способ передачи, построения сети. Либо не будет происходить изменения в ценообразовании. Но это должно будет происходить очень тонко. Потому что при том уровне конкуренции, безусловно, любые изменения ценообразования должны нести вместе с собой ценность. То есть конкретный абонент должен понимать, почему, за что он платит и за что он готов заплатить больше.

– Вы гордитесь своей картой?

– Горжусь. В кошельке она у меня всегда есть. Вот прямо при вас покажу свою персональную карту, которой я активно пользуюсь. В первую очередь в кафе, ресторанах. Там, где я карту отдаю официанту. И теперь я на 100% спокоен, что с неё вдруг не спишется 200 или 300 тысяч. У меня был случай год назад: официант в аппарате вместо 1 500 ₽ вбил 150 тысяч.

– И эти деньги были на карте?

– Да, эти деньги были на карте. Потом мне стоило больших трудов это всё развернуть назад. Используя карту «МегаФона», я чётко понимаю, что вот такой случай со мной не повторится. И то же самое в поездках каких-то, в барах, клубах. Я являюсь активным пользователем, даже как просто потребитель. Ну и конечно же, я активно тестирую продукт во всех новых фичах, которые мы запускаем.

– Благодарю вас, Ян, за этот интересный разговор!

– Спасибо большое.

Источник: banki.ru