11 марта 2024

B2B будет драйвером роста для операторов

Наталья Талдыкина
Директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона

Сегодня МегаФон раскрыл финансовую отчетность за 2023 год. Ведущим фактором увеличения основных бизнес‑показателей — выручки и OIBDA — компания назвала активное развитие B2B‑направления. Директор по развитию корпоративного бизнеса МегаФона Наталья Талдыкина в интервью ComNews рассказала, какие продукты сейчас наиболее востребованы и что будет способствовать развитию рынка в дальнейшем

— Направление В2В становится основным драйвером роста для бизнеса телеком‑операторов. Чем объясняется данная тенденция?

— Рост бизнеса телеком‑операторов в B2B‑сегменте объясняется несколькими причинами. Прежде всего это активная цифровизация практически всех отраслей экономики вместе с ощутимым ростом спроса у клиентов малого и среднего бизнеса, которым важна оптимизация и автоматизация рабочих процессов. Российский бизнес становится более рациональным и, как следствие, более открытым технологическому прогрессу. Например, рост количества клиентов МСП, которые воспользовались цифровыми услугами МегаФона, отразился на двукратном увеличении выручки год к году от новых продаж. Цифры подтверждают и рост спроса, и актуальность технологических решений для этой аудитории.

Драйвером роста на рынке телеком‑услуг являются уже не классические телеком‑сервисы, а комплексные цифровые и технологические решения на основе больших данных, в первую очередь для коммерческих и государственных клиентов.

— Каков ваш прогноз относительно развития В2В‑сегмента телекоммуникационных компаний на ближайшие годы?

— Мы полагаем, что В2В‑направление у телеком‑операторов будет одним из драйверов роста. Это объясняется растущим запросом со стороны бизнеса, который обусловлен в том числе повышенным вниманием на уровне государства к цифровизации всех отраслей. Чтобы сохранять конкурентоспособность в данном секторе, игрокам важно постоянно увеличивать эффективность бизнеса, сохраняя темп прироста OIBDA не ниже 15‑20% в год. Мы перед собой ставим именно такие цели. В целом цифровые сервисы телекоммуникационных компаний в ближайшие пять лет будут активно расти как с точки зрения выручки, так и с точки зрения клиентской базы. Это объясняется не только растущим запросом со стороны бизнеса, но и повышенным вниманием на уровне государства к цифровизации всех отраслей.

— Какие решения наиболее востребованы?

— Начать, я думаю, нужно с частных промышленных сетей (PLTE). Развитие производств на фоне ухода западных игроков, равно как и запрос сырьевых бизнесов на рост эффективности, способствует развитию этого направления. Объёмы рынка PLTE растут на 30% в год, к 2025 году этот рынок, по оценке J’son and Рartners, достигнет объёма более 4 млрд, но это далеко не предел. Основные отрасли применения — сектор добычи природных ресурсов, транспорт, промышленность, машиностроение.

Мы растём с нашими клиентами: чем больше у них потребность в цифровизации, тем больше услуг мы готовы для них предоставить. От наиболее востребованной выделенной, защищённой сети для связи производственников до обеспечения промышленной безопасности, роботизации, контроля беспилотного транспорта и прочих продуктов, которые легко развернуть в периметре PLTE. Предоставляя частную сеть, мы открываем бизнесу возможности для цифровизации предприятий через решения видеоаналитики, виртуальных платформ, информационной безопасности и т.д. на базе созданной инфраструктуры. То есть, создавая инфраструктуру, мы формируем спрос для решений, которые активно разрабатываем и предлагаем клиенту.

Первую частную промышленную сеть в России (PLTE), а также транкинговую сеть на базе LTE реализовал именно МегаФон. Но для меня куда более важно не то, что мы сделали что‑то первыми, а то, что проекты, которые мы запускаем как инновации для рынка, становятся платформой для куда более широкого взаимодействия с клиентами. Показательный пример — наше сотрудничество с Лебединским горно-обогатительным комбинатом (ГОК). На всей его территории мы сначала построили сеть Private LTE. Затем на этой инфраструктуре реализовали ряд проектов: видеонаблюдение и видеоаналитику, систему оперативного контроля за состоянием оборудования, умные остановки на территории предприятия и др. Сейчас на ГОКе мы создаём систему транкинговой связи и круглосуточного контроля экологических параметров деятельности предприятия.

— Какие ещё рыночные ниши в B2B для вас являются приоритетными?

— Конечно же перспективны технологии на базе использования больших данных. Наши продукты в этой сфере востребованы в финансовом секторе, ритейле, страховании и иных направлениях бизнеса, где есть необходимость в глубокой аналитике и точном маркетинге. Продажи в направлении BigData выросли в 2023 году на 30% по сравнению с 2022, в 2024 по нашим оценкам тренд сохранится и будет порядка 25% роста.

Среди значимо растущих ниш стоит выделить облачные решения для бизнеса. По нашим прогнозам, в ближайшие четыре года этот сегмент будет расти в среднем на 14% в год. Мы уже предлагаем более 40 облачных сервисов, связанных с организацией жизнедеятельности бизнес‑систем и обеспечением business continuity. Стоит отметить, что растёт количество компаний малого и среднего бизнеса, которые готовы внедрять облачные сервисы для оптимизации бизнес‑процессов и привлечения новых клиентов. Согласно нашему совместному исследованию с агентством Oro, пока только 42% компаний МСП внедрили первые облачные решения.

Параллельно с развитием облачных технологий более востребованными стали продукты защиты информации — противодействие кибератакам, аудит уязвимости и защита инфраструктуры клиента. Что вполне логично: большие данные и корпоративные данные — это материальная ценность и их охране нужно уделять внимание. Согласно нашему исследованию, для защиты облачных решений 30% компаний назвали кибербезопасность приоритетной задачей, а 62% из опрошенных компаний предпринимают меры для обеспечения безопасности.

Для меня показательно то, что всё чаще клиенты приходят к нам не за отдельной услугой, а стремятся получить от одного поставщика сразу несколько сервисов — это не только удобно для них с точки зрения управления всеми новыми технологиями в их периметре, но и даёт очень здоровый сигнал о перспективности промышленной цифровизации в стране. Бизнес постепенно начинает понимать, что «зоопарк технологий», который он использовал в прежние годы, становится не только барьером для его развития, но и существенным риском. Когда у тебя разные системы от разных подрядчиков и с каждым нужно держать постоянный контакт, всё твоё время уходит на то, чтобы поддерживать эти системы «на плаву», а на развитие технологий не остаётся ни времени, ни ресурсов. Так, мы отмечаем, что вместе с облачными решениями клиенты всё чаще покупают у нас и решения по киберзащите своих данных в облаках.

— Сейчас в тренде интернет вещей. Как МегаФон оценивает перспективы рынка IoT в России и какие решения наиболее востребованы у компаний?

— По нашим оценкам, IoT‑решения для 62% компаний играют важную роль в цифровой трансформации бизнеса, половина из этих компаний строит цифровую стратегию на базе интернета вещей. Например, в розничной торговле IoT‑решения обеспечивают совершенно новый уровень анализа данных о продажах и клиентском опыте. С помощью IoT магазины получают детальную информацию о поведении покупателей (частота покупок, время пребывания в магазине, предпочтения и многое другое). IoT‑устройства также помогают контролировать запасы товаров и даже создавать интерактивные системы самообслуживания и управления очередями.

В 2023 году каждая пятая компания увеличила свои инвестиции в IoT. Компании готовы тратить до 13% от ИТ‑бюджета на внедрение IoT. Пока наибольшей востребованностью IoT‑решения пользуются у компаний среднего и крупного бизнеса, больше всего в секторе промышленно-энергетического комплекса. В топ‑5 отраслей по спросу на IoT‑решения также входят строительство и ЖКХ, финансы и ИТ‑услуги; транспорт и логистика, торговля.

Сегодня мы видим большой запрос от промышленных компаний и государственных структур на цифровые решения в мониторинге экологии. Мы поверили в это направление ещё несколько лет назад и, можно сказать, выступили здесь инноватором. Мы разработали собственную экоплатформу, которая сегодня уже входит в реестр отечественного ПО. Система в режиме реального времени собирает, анализирует и передаёт клиенту и контролирующим органам данные об объёме и составе промышленных выбросов, а также прогнозирует превышение допустимых значений и рассчитывает потенциальные издержки. Это наша запатентованная разработка, функционал которой уже протестировали в Нижнем Новгороде, Туле, Калининграде, Саратове, Калуге, Великом Новгороде и Дзержинске.

— Могли бы вы рассказать о показателях компании по В2В‑направлению?

— МегаФон активно развивает В2В‑направление: за три года выручка здесь выросла более чем на 50%. Основной рост связан со спросом на дополнительные и цифровые сервисы, доля которых уже превысила 40% в структуре доходов сегмента корпоративного бизнеса.

По сути мы следуем за потребностями рынка, стараясь по возможности их предвидеть и предвосхищать. В результате за последние годы мы значительно расширили портфель в части уже более сложных и комплексных перспективных продуктов: облачных сервисов, решений на базе Big Data и сервисов защиты от киберугроз.

Сейчас у нас сбалансированный портфель услуг и сервисов, который отвечает любым запросам и задачам компаний разного масштаба и размера. На сегодня МегаФон инвестирует в технологичные решения для бизнеса, число которых уже приближается к 100. Это очень широкий набор услуг: от виртуальных АТС, цифровых рекламных инструментов, предоставления облачных решений до развёртывания частных сетей связи (Private LTE) и организации сложных и масштабных систем цифровизации, охватывающих целые города. Благодаря дополнительным опциям в каждом сервисе количество комбинаций уникальных клиентских решений исчисляется сотнями. В этом особенность нашей деятельности в B2B‑секторе: персональный подход к каждому заказчику и гибкость в адаптации к вызовам бизнес‑среды.

Широкая линейка сетевых решений комплементарна нашей телеком‑экспертизе, но уже с современными технологичными интеграциями: видеоаналитикой, элементами искусственного интеллекта, роботизацией, сервисами IoT, что кардинально расширяет функционал такой системы, позволяя, например, передавать видео в высоком разрешении, сокращать издержки, обеспечивать безопасность.

ИсточникComNews