РФПИ, Alibaba Group, МегаФон и Mail.Ru Group создадут совместное предприятие в области социальной коммерции в России и СНГ
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации, Alibaba Group (NYSE:BABA), мировой лидер в сфере интернет-коммерции, всероссийский оператор цифровых возможностей ПАО «МегаФон» (LSE: MFON), и ведущая интернет- и IT-компания в России Mail.Ru Group (MAIL:IL), наращивающая присутствие на зарубежных рынках, объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создано крупнейшее совместное предприятие в области социальной коммерции в России и СНГ с целью интеграции ключевых потребительских интернет и e-commerce платформ в России.
В рамках партнерства будет сформировано совместное предприятие, построенное в том числе на текущем бизнесе AliExpress в России. Стороны объединят стратегические активы и инвестируют новый капитал, менеджмент, ресурсы и экспертизу, чтобы создать беспрецедентно выгодные условия ритейлерам, потребителям и интернет-пользователям России и СНГ, а также ускорить рост динамично развивающейся цифровой экономики в России.
Условия сделки и структура владения совместным предприятием:
- Alibaba Group сделает бизнес AliExpress в России частью нового совместного предприятия, которое будет включать в себя текущие локальные и трансграничные операционные активы Alibaba Group в России, в том числе бизнес международной платформы электронной коммерции AliExpress и российской B2C площадки Tmall. В дальнейшем Alibaba Group будет инвестировать денежные средства и другие ресурсы в СП для поддержания его деятельности.
- РФПИ станет стратегическим участником AliExpress Russia, приобретя общую долю в 13% путём инвестиций капитала и приобретения дополнительной доли СП у Alibaba Group.
- МегаФон продаст Alibaba Group свою долю в 10% в Mail.Ru Group в обмен на 24% доли в AliExpress Russia.
- Mail.Ru Group передаст СП свой бизнес электронной коммерции Pandao, денежные средства, а также дистрибуцию в формате интеграции с продуктами Mail.Ru Group. Доля компании в AliExpress Russia составит 15%.
- AliExpress Russia и Mail.Ru Group заключат соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое подразумевает, помимо прочего, обмен траффиком и продуктовыми инициативами.
- В рамках СП планируется расширить экосистему и возможности повседневного использования сервиса за счет инвестирования в другие бизнесы совместно с Mail.Ru Group, включая FoodTech и другие направления.
- После завершения транзакций в рамках условий по закрытию сделки и её согласования всеми партнерами в СП, владельцами AliExpress Russia станут Alibaba Group (48%), МегаФон (24%), Mail.Ru Group (15%) и РФПИ (13%). Деятельность СП будет осуществляться во всех сегментах электронной коммерции, в том числе трансграничном и локальном маркетплейсах, а также собственных прямых продажах.
Ключевые стратегические преимущества AliExpress Russia:
- Использование синергии социальных сервисов и коммерции. Благодаря партнерству с ведущей российской интернет-платформой, AliExpress Russia получит доступ к стомиллионной аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх. Имея доступ к этой уникальной платформе и аудитории, СП получит возможность занять значимое место в цепочке ценностей образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальной коммуникации, игр и покупок.
- Повышение уровня потребления в России. AliExpress Russia усилит глобальную экосистему Alibaba Group, что позволит предложить потребителям уникальный ассортимент высококачественных продуктов всех ценовых категорий из России, Китая и других стран мира.
- Поддержка малого и среднего бизнеса в России. СП создаст широкие возможности для российского малого и среднего бизнеса. Они получат доступ к обширной экосистеме, позволяющей местным предпринимателям продавать товары в своей стране и за рубежом. Платформами Alibaba пользуются более 600 млн потребителей; таким образом, у российского малого и среднего бизнеса появится доступ к рынку, в четыре раза превышающему численность населения России, и включающему потребителей из Китая, Юго-Восточной Азии, Турции, Европы, Индии и других стран.
- Стимулирование развития российской цифровой экономики. Благодаря уникальным преимуществам каждого из участников соглашения, включая опыт в сфере электронной коммерции, в сегменте социальных сетей и цифровых медиа, в логистике и в работе с локальным рынком, партнерство поможет ускорить развитие цифровой экономики в России. Оно также будет способствовать долговременному технологическому сотрудничеству и построению инфраструктуры коммерции в России и мире.
Кирилл Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций:
«РФПИ рад объявить о создании такого беспрецедентного партнерства. Новая компания будет сочетать преимущества российского и китайского бизнеса. Это уникальный пример технологического сотрудничества наших стран. Мы надеемся, что благодаря сочетанию лучших технологий, опыта и возможностей СП станет неоспоримым лидером на российском рынке e-commerce, предоставляя российским потребителям возможность приобретать товары по доступным ценам, и позволяя российскому бизнесу конкурировать на международном рынке. Наша инвестиция — пример лидерства РФПИ в цифровой трансформации России».
Майкл Эванс, президент Alibaba Group:
«Это партнерство — важный этап в международной экспансии Alibaba: оно позволит объединить лидеров локального рынка с нашей глобальной экосистемой. Партнерство AliExpress Russia с ведущей российской интернет-компанией поможет оцифровать и трансформировать в России цепочку создания добавленной стоимости в ритейле, обеспечивая беспрепятственный и инновационный опыт для потребителей, а также предоставляя российским предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса значительные возможности роста на отечественном рынке и международной экспансии. Наш опыт на рынке Китая и других стран мира делает нас уникальными специалистами по поддержке строительства инфраструктуры коммерции в России и СНГ».
Сергей Солдатенков, генеральный директор МегаФон:
«МегаФон» рад вступить в партнерство с мировыми технологическими лидерами Alibaba Group, РФПИ и Mail.Ru Group. Это соглашение полностью соответствует нашей цифровой стратегии «Развиваем цифровой мир», направленной на создание новых возможностей для более чем 76 миллионов клиентов. Электронная коммерция идеально вписывается в нашу быстро развивающуюся экосистему партнерских отношений для создания лучших в своем роде предложений в таких сферах, как финансовые услуги, медиа и других клиентских сервисов. Партнерство обеспечивает беспрецедентный доступ к российской потребительской базе, что выгодно для всех сторон».
Борис Добродеев, генеральный директор (Россия) Mail.Ru Group:
«Mail.Ru Group рада стать стратегическим партнером AliExpress Russia, что позволит создать для наших пользователей уникальное предложение в области социальной коммерции. Вместе мы сфокусируемся на развитии существующих продуктов, а также на интеграции продуктов в социальных сетях. Большинство российских потребителей уже являются нашими клиентами, и партнерство позволит нам значительно увеличить доступ к различным сегментам коммерческих предложений, в том числе от зарубежных и местных продавцов. Объединение наших экосистем позволит нам выйти на новый уровень дистрибуции благодаря сети торговых компаний, ассортименту товаров и интеграции продуктов».
Ожидается, что сделка будет закрыта в первом квартале 2019 года.
РФПИ — суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации, основан в 2011 году для осуществления вложений в акционерный капитал преимущественно на территории России совместно с ведущими иностранными финансовыми и стратегическими инвесторами. РФПИ выступает в качестве катализатора прямых инвестиций в российскую экономику. Управляющая компания РФПИ расположена в Москве. Дополнительную информацию можно найти на сайте: www.rdif.ru
Миссия Alibaba Group — сделать так, чтобы бизнес было легко вести повсюду, и компания стремится поддерживать уверенный рост на протяжении 102 лет. По итогам финансового года, завершившегося в марте 2018 года, выручка компании составила 39.9 миллиардов долларов США.
AliExpress (www.aliexpress.com), открытая в 2010 году, — это глобальная площадка розничной торговли, которая позволяет покупателям по всему миру приобретать товары напрямую у производителей и оптовых продавцов, большинство из которых находится в Китае. Помимо англоязычного сайта, AliExpress управляет множеством площадок на местных языках, в том числе на русском, португальском, испанском и французском. Крупнейшие рынки, где популярен AliExpress — Россия, США, Бразилия, Испания и Франция.
ПАО «МегаФон» — всероссийский оператор цифровых возможностей. «МегаФон» работает во всех сегментах телекоммуникационного рынка в России, а также в республиках Абхазия, Южная Осетия и Таджикистан. «МегаФон» — признанный лидер в предоставлении услуг мобильной передачи данных, первым в России ввёл в коммерческую эксплуатацию сеть 3G и первым в мире запустил в коммерческую эксплуатацию сеть LTE-Advanced (4G). Дополнительная информация о «МегаФоне» и представляемых продуктах и услугах размещена на сайте http://www.megafon.ru
Mail.Ru Group, международный бренд My.com (MAIL.IL) — крупнейший интернет-холдинг в России по дневной аудитории. Проектами Mail.Ru Group ежемесячно пользуется более 90% аудитории рунета, компания лидирует в десктопном и в мобильном сегменте.
Компании принадлежат лидирующий почтовый сервис, один из самых посещаемых порталов в рунете, ведущие русскоязычные социальные сети — ВКонтакте и Одноклассники, портфолио крупнейших MMO-игр, таких как Warface, Skyforge и Perfect World, и международных мобильных игр, в том числе War Robots and Hustle Castle, а также мессенджеры ICQ, Агент Mail.Ru и ТамТам.
Mail.Ru Group владеет крупнейшим в России сервисом поиска и заказа готовой еды Delivery Club, сервисом частных объявлений с привязкой к геолокации Юла и кроссбордер маркетплейсом Pandao.
Компания активно развивает IT-образование в России и реализует ряд образовательных проектов в партнерстве с ведущими российскими вузами. Кроме того, Mail.Ru Group проводит важнейшие российские чемпионаты по программированию.
Контакты
РФПИ:
Арсений Палагин Пресс-секретарь | Andrew Hayes / Andrew Leach Hudson Sandler |
Тел.: +7 495 644 34 14 доб. 2395 Моб.: +7 916 110 31 41 | Тел.: +44 (0) 20 7796 4133 |
Email: arseniy.palagin@rdif.ru |
Alibaba Group:
СМИ: Арина Ходырева | СМИ: Майя Хауке |
Тел.: +7 926 134 54 29 | Моб.: +44 753 401 66 59 |
Email: Arina.khodyreva@hkstrategies.com | Email: maja.hauke@alibaba-inc.com |
МегаФон:
Инвесторам: Дмитрий Кононов Директор по IR и M&A | СМИ: Александр Борейко PR директор |
Тел.: +7 926 200 64 90 | Тел.: +7 925 708 98 16 |
Email: dkononov@megafon.ru | Email: a.boreyko@megafon.ru |
Mail.Ru Group:
Инвесторам: Matthew Hammond | СМИ: Оксана Кличникова Пресс-секретарь |
Тел.: +971 505 56 13 15 | Тел.: +7 985 433 70 39 |
Email: hammond@corp.mail.ru | Email: o.klichnikova@corp.mail.ru |