1 апреля 2025
абоненты
аналитика
платежи

Доля офлайн‑платежей за мобильную связь обновила исторический минимум

Россияне практически полностью перешли на оплату услуг связи безналичным способом. По итогам первого квартала доля офлайн‑платежей составила всего 2% против 6% в аналогичном периоде 2024 года. А среди онлайн‑способов оплаты наиболее интенсивно растёт использование Системы быстрых платежей (СБП). Такие выводы сделаны на основании исследования обезличенных данных абонентов МегаФона.

Онлайн‑способы оплаты мобильной связи, похоже, окончательно вошли в жизнь россиян и вытеснили платежи наличными. Если годом ранее доля платежей при помощи наличных средств составляла 6%, и это был минимальный показатель с момента появления мобильной связи в стране, то к концу марта 2025 года она сократилась в 3 раза.

Ещё 5 лет назад офлайн‑платежи составляли существенную часть в общем объёме расчётов за услуги связи — их доля достигала 16%. Однако во время пандемии ситуация резко изменилась, и пользователи стали чаще оплачивать товары и услуги дистанционно, в том числе и мобильную связь.

Другим существенным фактором уменьшения популярности наличных стали законодательные ограничения. Напомним, что с 1 января 2025 года пополнение баланса наличными средствами возможно при предъявлении удостоверения личности либо через Госуслуги.

Среди онлайн‑способов оплаты связи растёт спрос на СБП. Платежи через эту систему стабильно показывают положительную динамику — к примеру, рост оплат через СБП в марте 2025 года составил 12,7% в сравнении с мартом 2024 года.

В частности, с появлением возможности вносить автоплатёж через СБП в 2024 году абоненты всё чаще предпочитают такой способ. Тогда же МегаФон запустил умный автоплатёж — автоматическое списание нужной суммы для оплаты тарифа и услуг абонента. С октября 2024 года доля умных автоплатежей увеличилась до 19,2% в базе всех автоплатежей, подключаемых в Личном кабинете МегаФона, а доля СБП в умных автоплатежах — до 61,5%.

А вот частота оплаты связи более стабильна: в последние годы клиенты МегаФона привыкли платить за связь раз в месяц — так делают 46% абонентов, и эта тенденция сохраняется уже более трёх лет. Также популярна периодичность менее 1 раза в месяц, её придерживается 31% абонентов — это может свидетельствовать о том, что счёт пополняют сразу на несколько месяцев вперёд. Самым популярным месяцем для оплаты связи по‑прежнему остаётся декабрь (8,9%), на втором месте октябрь (8,7%), на третьем — август (8,6%). Самые популярные дни недели — понедельник и пятница (3,5% и 3,4% соответственно), а реже всего за связь платят по выходным: на субботу приходится 3% платежей, а на воскресенье всего 2,9%.

Выбор в пользу СБП закрепляется и в рознице. К примеру, если в 2022 году подавляющее большинство клиентов объединённой розничной сети МегаФона и Yota предпочитали оплату связи и других покупок банковскими картами, то сегодня заметна существенная переориентация в сторону платежей через СБП. В феврале этого года их доля в общем обороте розницы стала выше на 70% в сравнении с февралём 2023 года.

За мобильную связь посетители розничной сети и интернет‑магазина тоже стали чаще расплачиваться через Систему быстрых платежей: в 2024 году оборот средств, полученных через СБП, подскочил на 133% в сравнении с 2023 годом.

«Мы стремимся развивать возможности онлайн‑оплаты связи, поскольку видим, насколько это удобно клиенту. Стремительно растёт услуга умного автоплатежа, запущенная в прошлом году — с ним не нужно выбирать конкретную дату зачисления или задавать остаток на счёте, при достижении которого пополняется баланс — опция сама определит момент, когда стоит внести платёж, не давая нашему клиенту остаться без связи», — поделилась Фарида Ахундова, руководитель бизнес‑юнита финансовых продуктов и сервисов МегаФона.

Другие новости