Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:

«Умный» счётчик для «умного» города

«Умный» счётчик для «умного» города

20.11.2017

Компания «МегаФон» в сентябре 2017 года приступила к первому этапу установки «умных» счётчиков в жилых домах Иннополиса в Казани. Это первый в России проект внедрения интернета вещей в ЖКХ на базе технологии NB-IoT. Кроме того, в этом проекте оператор выступил интегратором и предложил заказчику не только поддержку самих устройств сети, но и проработку специального интерфейса для отслеживания показаний. Полученный опыт оператор будет использовать и в других регионах страны и уже ведёт переговоры. Руководитель по внедрению и развитию M2M/IoT продуктов корпоративного бизнеса ПАО «МегаФон» Павел Иванченко рассказал «Цифровой экономике» о подробностях реализации проекта.

— Расскажите, кто занимался установкой «умных» счётчиков в домах Иннополиса?

— Установкой «умных» счётчиков, а точнее специальных модулей, которые подключаются сразу к нескольким счётчикам, занимается команда «МегаФона». Но это только часть нашего комплексного решения по учёту и контролю ресурсов ЖКХ, которое мы готовы поставлять российским управляющим компаниям. Решение включает сбор данных потребления ресурсов, понятный и удобный Личный кабинет для хранения и просмотра этой информации, а также отчётность для управляющей компании по тем параметрам, которые были обговорены с заказчиком при заключении контракта.

— Сколько счётчиков оператор уже установил?

— На первом этапе коммерческой эксплуатации мы оборудовали «передающими» устройствами первый дом города Иннополис, разместив более 15-ти «умных» поквартирных и домовых счетчиков на разных этажах, в том числе, и в труднодоступных местах. В данном случае, «умными» приборами учёта был оборудован подвал дома.

— В ближайших планах — дистанционный учёт расхода коммунальных ресурсов во всём городе. Сколько счётчиков «МегаФон» планирует установить к концу года в Иннополисе?

— Иннополис — молодой город, он был официально открыт в июне 2015 года. В основе жилищного фонда города — четыре квартала многоэтажных домов под аренду. Всего 16 домов на 840 квартир. Летом 2017 года в Иннополисе насчитывалось более 2,5 тыс. жителей. Наши амбиции — предоставление IoT-услуг, установка комплексного решения по дистанционному контролю и учёту ресурсов ЖКХ на основе стандарта NB-IoT всем жителям города.

— У каких поставщиков «МегаФон» закупает «умные» счётчики, сколько стоит один такой счётчик и его установка? Будет ли «МегаФон» зарабатывать на «продаже» людям счётчиков?

— Под каждый проект мы проводим тендер, как среди российских, так и зарубежных разработчиков информационных систем в разных сферах. Это позволяет нам снижать стоимость для конечного клиента — в данном случае, для управляющих компаний. У нас есть ряд поставщиков, которых мы определили в рамках конкурсных процедур. В целом по этому проекту ЖКХ мы сотрудничаем с рядом вендоров, производителей и разработчиков, начиная от поставщиков оборудования для сети, заканчивая поставщиками радиомодулей NB-IoT.

Что касается стоимости установки, то, согласно программе Минэнерго, курирующего запуск системы учёта smart metering, к июлю 2018 года личные средства жителей не будут задействованы. Финансироваться установка и обслуживание «умных» приборов будет за счёт внетарифных источников. В конце августа этого года заместитель министра энергетики России озвучил предполагаемую стоимость одного «умного» счётчика для электроэнергии. Она составляет от 3 до 7 тыс. руб.

Наше комплексное решение будет наиболее полезно для управляющих компаний, а также энергосбытовых. Если говорить о стоимости, то для корпоративных клиентов мы предлагаем решения на индивидуальных условиях. Дело в том, что при этом учитывается много нюансов: объёмы предоставления услуг, территория, географические показатели и т. д.

— Будет ли со временем стоимость счётчика и его установки снижаться?

— Это вопрос, скорее, можно адресовать всему рынку. Аналитики PwC предсказывают, что к 2021 году в мире будет работать от 20 до 50 млрд «подключённых» устройств. В России в 2016 году насчитывалось всего 200 тыс. «умных» электросчётчиков, а к 2021 году их станет 68,7 млн.

На данный момент производятся ограниченные тестовые партии радиомодулей NB-IoT, необходимые для передачи данных и используемые в «умных» счётчиках. В дальнейшем при массовом производстве их стоимость, конечно же, будет падать. Так же было, например, с LTE-устройствами, которые в момент появления стоили очень дорого из-за высокой цены производства небольших партий. Сами разработчики заинтересованы в снижении себестоимости. Мы надеемся, что в течение двух лет при массовом производстве радиомодулей целевые показатели по снижению конечной цены «передающих» устройств будут выполнены.

— В этом проекте «МегаФон» выступает не только как оператор связи, который гарантирует связность между элементами сети, но и в новой для себя роли интегратора. Чем именно занимался «МегаФон» в роли интегратора в этом проекте?

— «МегаФон» выступает в роли IoT-интегратора, предоставляя комплексное решение по дистанционному контролю и учёту ресурсов ЖКХ на основе технологии NB-IoT, начиная непосредственно от поставки и монтажа устройств сети, передачи данных, создания web-кабинета и заканчивая предоставлением аналитических сервисов сетевым и управляющим компаниям. Это, например, расширенный анализ потребления тепла и света жильцами, сбор информации с датчиков задымления в квартирах. Каждая управляющая компания хочет свой, определённый набор дополнительных функций. Такие пожелания есть и у Иннополиса. Здесь мы снова возвращаемся к вопросу об индивидуальных предложениях.

В данном случае нашими пользователем являются управляющие компании, поэтому мы не предоставляем решение по «умным» счётчикам напрямую жителям. Однако если говорить о данных потребления ресурсов, то мы также поставляем специальное ПО, а точнее «Личный кабинет», предназначенный для жителей, а также управляющих компаний. Управляющие компании, используя переданные данные, могут выставлять счёта по потребляемым ресурсам. Несомненно, это облегчает жизнь и самим жильцам, которым больше не придётся сидеть с бумажкой и калькулятором, высчитывая показатели по тарифам сетевых компаний и затем нести их в управляющую компанию.

Начать отслеживать потребление ресурсов ЖКХ каждый житель может очень просто. Мы заключаем договор с клиентом, наши специалисты выезжают на место. Если счётчики уже есть в квартире, то мы устанавливаем на них только модули, которые поддерживают стандарт NB-IoT. Мы также готовы предлагать в составе нашего комплексного решения и сами счётчики. Кстати, передача данных со счётчиков начинается сразу, при подключении.

— Какие тарифы будет предоставлять «МегаФон» под «умные счётчики» и сколько надо будет обычному пользователю платить в месяц?

— За стоимость услуг ЖКХ для жителей отвечают управляющие и сетевые компании. Мы, как и любой другой оператор связи, не можем вмешиваться в эти вопросы. Стоимость наших услуг для управляющих компаний индивидуальна и зависит от особенностей реализации проекта.

— Как будет решаться проблема безопасности и конфиденциальности информации, передаваемой «умными» счётчиками воды, газа и электроэнергии? Предусмотрена ли защита от хакеров?

— Передаваемая с «умных» счётчиков информация не включает в себя то, что относится к персональным данным. В Личном кабинете будет отображаться только номер квартиры и сами показатели потребления. Трафик идёт через VPN (Virtual Private Network, виртуальная частная сеть), этот выделенный канал защищён на всём протяжении от точки сбора данных и до Личного кабинета, который находится на защищённых серверах «МегаФона». Кроме того, сам Личный кабинет, куда приходит вся информация с «подключённых» устройств, находится в облаке, оно также защищено в соответствии с самыми высокими стандартами ИТ-безопасности.

— Когда планируется интеграция решения «МегаФона» с сайтом госуслуг? Что для этого надо будет сделать?

— «МегаФон» вместе с мэрией Иннополиса ведёт соответствующие переговоры об интеграции с порталом госуслуг. Для начала надо обговорить общие условия, а затем проработать подробное техническое задание, в том числе и в соответствии с соблюдением законодательных актов, которыми был утверждён портал госуслуг.

— Помимо сотовых операторов установкой и обслуживанием «умных» счётчиков занимается и ПАО «Ростелеком». В чём отличие вашего предложения?

— Наше решение основано на технологии NB-IoT, которая утверждена консорциумом 3GPP в качестве стандартной LPWAN-технологии для GSM-операторов в 2016 году. В отличие от других технологий этого ряда (так называемых LPWAN-технологиях) здесь используется лицензируемый диапазон частот, а это гарантия передачи данных, а также качества и доступности сервиса для широкого спектра применений. Кроме того, NB-IoT используется в рамках существующей мобильной инфраструктуры (4G), что позволяет существенно сократить инвестиции в сеть при переходе на NB-IoT. На данный момент в России только «МегаФон» предоставляет услуги на базе этой технологии.

NB-IoT благодаря своим свойствам позволяет снизить стоимость самих радиомодулей, а в перспективе — стоимость внедрения «умных» счётчиков. Этот стандарт отличается малыми объёмами обмена данными, гибким управлением энергопотреблением устройств. При этом к одной БС можно подключить до 80 тысяч IoT-устройств, что в десятки раз превышает возможности существующих стандартов мобильной связи. Установленные в счётчиках элементы питания будут работать без подзарядки до 10 лет, что снизит расходы на замену батарей.

Проникновение сигнала NB-IoT существенно выше, чем традиционного GSM. Это позволяет использовать умные счётчики в трудно доступных местах и местах слабого сигнала.

— На Ваш взгляд, каковы перспективы рынка Интернета вещей в целом и M2M в ЖКХ, в частности?

— В целом, российский бизнес пока только присматривается к интернету вещей. Но уже сейчас мы наблюдаем, как формируется спрос на IoT-решения для транспорта, строительства, ЖКХ, недвижимости, страхования, финансов, сельского хозяйства, ритейла и медицины. Например, по прогнозам IKS-Consulting, к концу 2017 года общее количество SIM-карт только в ЖКХ вырастет до 2 млн.

С появлением всё большего количества коробочных продуктов, понижением стоимости оборудования, расширением ассортимента услуг, унификацией стандартов и созданием нормативно-правовой базы применение интернета вещей будет только расти. Сегодня активно разворачивается курс на экономичное энергопотребление и длительную работу IoT-устройств. В ближайшие два года основной рост будет приходиться на недорогие IoT-решения, с помощью которых можно будет управлять удалёнными устройствами или сетью устройств через мобильное приложение. Развитию М2М-сектора будет также способствовать модернизированный подход к тарификации с учётом особенностей бизнеса в разных сферах, объёмов и частоты передаваемой информации.

Источник: comnews.ru