24 июня 2016

«Кнопкофоны постепенно уходят с рынка»

Андрей Шишковский
Директор Сибирского филиала МегаФона

Телекоммуникационный рынок Сибири остается одним из самых стабильных и благополучных в экономике. Крупнейшие российские операторы связи наращивают продажи услуг и девайсов, предлагая за абонентскую плату всё большее количество сервисов. В сибирском филиале компании «МегаФон» с оптимизмом смотрят в 2016 год. О главных тенденциях рынка мобильной связи, инвестициях в качество связи и развитии новых форматов передачи данных рассказал директор сибирского филиала ПАО «МегаФон» Андрей Шишковский.

«Я получил бесценный опыт»

— Андрей, вы возглавили сибирский филиал компании «МегаФон» чуть больше семи месяцев назад. Какие первоочередные задачи стояли тогда перед вами, что из этого удалось сделать, а что не получилось?

— Первое, что делаешь, когда приходишь в новый регион — знакомишься с людьми, ведь бизнес делают люди. За несколько месяцев я объехал все 9 субъектов федерации, которые входят в сибирский филиал. Познакомился с региональными командами, встретился с корпоративными клиентами, увидел их взгляд на сотрудничество с компанией. Например, в Кемеровской области съездил на один из крупнейших угольных разрезов Кузбасса, где на месте посмотрел какие услуги «МегаФона» востребованы угольными компаниями. Ведь корпоративный контракт — это уже далеко не только SMS и голос, но и различные технологические решения. К слову, в каждом из БелАЗов на этом угольном разрезе используются наши M2M технологии, работа карьерной техники мониторится с помощью наших SIM-карт.
Сибирский филиал уже многие годы показывает очень хорошую динамику развития. Поэтому вторая задача, которая стояла передо мной — несмотря на макроэкономические сложности сохранить эту динамику. И нам удается это делать. По итогам первого квартала у нас год к году трафик мобильного интернета вырос на 23,4%, а количество пользователей передачи данных — на 10%.

— Перед тем как возглавить сибирский филиал вы семь лет проработали в компании «МегаФон-Таджикистан», сначала в должности финансового директора, потом исполнительного директора. Как этот уникальный опыт применим в управлении сибирским офисом компании?

— Когда в 2008 году я переехал из Екатеринбурга в Душанбе, доля рынка «МегаФона» в Таджикистане составляла всего 5%. Это был аутсайдер, с которым никто не считался. Компания была близка к банкротству. Изучив ситуацию, нашей команде удалось найти точки роста. Мы увидели, что потребности клиентов в России и Таджикистане во многом совпадают. «МегаФон» начал инвестировать в развитие сети третьего поколения, развивать мобильный интернет. Мы стали пионерами на этом рынке и в России, и в Таджикистане, и по сей день сохраняем лидирующие позиции. Далее, мы увидели, что практически четверть из восьмимиллионного населения Таджикистана уезжают на заработки в Россию и мы сконцентрировались на этих абонентах. Всё это вместе дало хороший результат. Когда я в феврале 2015 года покидал Таджикистан, наша компания занимала там 40% рынка, и была безусловным лидером. Выручка «МегаФон-Таджикистан» выросла в шесть раз, а абонентская база — в 5 с лишним раз. В Таджикистане я научился восточной мудрости, гибкости и приобрел бесценный менеджерский опыт — наша команда за короткий период из безнадежного аутсайдера сделала лидера отрасли.

«Приходится хеджировать риски»

— Сибирь — регион для вас новый, что особенно поразило здесь?

— Сибирь — это огромные расстояния. Тот же Приволжский федеральный округ, в котором живут 30 миллионов человек, в пять раз меньше по площади, чем Сибирь, чьё население 19 миллионов человек. Строить в Сибири сеть гораздо сложнее, чем в европейской части страны, и окупаемость вложений дольше.

— Какое место Сибирь занимает в экономике компании «МегаФон»?

— Сибирь входит в топ-5 регионов страны по динамике роста.

— Насколько экономический кризис оказывает влияние на телекоммуникационный рынок вообще, и на бизнес вашей компании в частности?

— Я начну свой ответ с переделки знаменитой фразы: «Связь — не роскошь, а средство общения». Причём, наши услуги входят в пакет первой необходимости. В среднем абоненты тратят на связь 1-2% от своих доходов. Эти деньги, наверное, можно сэкономить, но в таком случае человек получит гораздо больше неудобств, чем использует их на общение и поиск нужной информации. Сказать, что в кризис люди стали меньше общаться — мы такой тенденции не видим. Единственное неудобство, с которым мы сталкиваемся сегодня — это рост стоимости импортных комплектующих, приборов, аппаратов и систем, которые мы используем для развития нашей сети. Приходится тщательнее просчитывать риски, хеджировать их. Качество сети — это своего рода ДНК компании «МегаФон», это то, на чём мы не готовы экономить. В прошлом году компания инвестировала 64 млрд ₽, планы этого года — около 70 млрд ₽.

— За счёт каких направлений компания растёт сегодня?

— Мобильный интернет — настоящий драйвер роста телекоммуникационного рынка. И продолжаться это будет, как минимум пять ближайших лет. В прошлом году клиенты «МегаФона» передали на 25% больше данных, чем в 2014 году. Главная тенденция на нашем рынке — рост количества смартфонов. Появляется всё больше девайсов, поддерживающих передачу данных. Уже сегодня 54,4% устройств в сети «МегаФон» поддерживают передачу данных, при этом не все владельцы смартфонов пользуются мобильным интернетом. То есть, перспективы развития колоссальные. С каждым годом растет количество сервисов, ориентированных на передачу данных. Я, например, уже забыл, когда в последний раз был физически в банке, все операции провожу онлайн.

— А что происходит в корпоративном сегменте?

— Для нас корпоративный сегмент — один из приоритетов развития. На этом направлении мы сконцентрировались несколько лет назад, выделив отдельные структуры маркетинга и продаж. И сегодня темпы роста сегмента B2B сопоставимы с динамикой в передаче данных. Здесь драйвер — новые продукты. Это решения, которые легко интегрируются в бизнес и позволяют нашим клиентам получать конкурентное преимущество на своих рынках. Это и M2M, Big Data, геоаналитика и целый ряд других услуг. К примеру, с помощью наших решений торговые сети могут увидеть точки концентрации людей, оценить трафик, и понять, где экономически оправдано открывать новую точку, а где этого делать ни в коем случае нельзя. Мы становимся частью бизнеса наших клиентов, и это взаимовыгодное сотрудничество.

— Как ведёт себя передача данных на корпоративном рынке?

— Основной вклад в рост доходов в сегменте B2B вносят услуги на базе мобильной передачи данных. Если для частных пользователей 4G сегодня это в большей степени окно в мир общения, развлечений, музыки и видео, то для корпоративных заказчиков — востребованный сервис, который помогает экономить и упорядочивать бизнес-процессы. Только за 2015 год количество пользователей передачи данных среди корпоративных клиентов увеличилось на 23%.

«4G сегодня не предел»

— В апреле текущего года «МегаФон» и «ЭР-Телеком Холдинг» (бренд Дом.ru) объявили о запуске совместного проекта, участники которого смогут получить скидку как на услуги домашнего доступа в Интернет и цифрового ТВ, так и на абонентскую плату. Расскажите о мотивации этого решения и первых итогах сотрудничества?

— Европейский опыт показывает, что при переходе на пакетные предложения, включающие мобильную связь, доступ в интернет и цифровое ТВ, отток абонентов снижается примерно на 40-50%, а также это позволяет привлекать новых клиентов. Именно такие цели мы преследовали, запуская на рынок этот конвергентный продукт. Для нас это инструмент повышения лояльности наших абонентов. Мы считаем, что число конвергентных услуг и кобрендинговых продуктов будет множиться, а их место на рынке — расширяться. Это тренд на годы вперед. Для «МегаФона» сотрудничество с «ЭР-Телеком Холдинг» — это пилотный проект, который работал сначала в трех сибирских городах — Омске, Новосибирске и Красноярске. Теперь к ним присоединились ещё два — Барнаул и Томск.

— Вероятно, в ближайшее время появятся партнёрские соглашения с другими участниками рынка?

— Такие соглашения могут быть, но нужно понимать, что интеграция требует решения целого ряда технических сложностей, ведь речь идёт о соединении разных биллинговых систем. На сегодняшний день Дом.ru — наиболее подходящий для нас партнёр, так как это сильный федеральный игрок.

— Насколько динамично компания «МегаФон» развивает сеть четвертого поколения? Что делает компания для укрепления своих позиций в 4G?

— Мы видим, что спрос на услугу 4G неуклонно растёт. В 2015 году в среднем каждый абонент ежемесячно скачивал и передавал информацию объёмом более 3 ГБ. Это на 27% больше, чем в 2014 году. «МегаФон» первым начал развивать в Новосибирске сеть 4G и остается лидером в развитии мобильной передачи данных. Сегодня эта услуга доступна во всех субъектах федерации, входящие в Сибирский филиал, а всего в России у нас 77 регионов с 4G. Именно в развитие этой сети компания в этом году направит основные инвестиции. При этом технологии не стоят на месте — в марте этого года в Сибири мы запустили новый стандарт мобильной связи LTE-Advanced. Это одна из технологий 4G, позволяющая передавать данные на скорости до 450 Мбит/с. Сейчас она доступна в городах-миллиониках — Омске, Красноярске и Новосибирске. Причём, в Новосибирске мы эту технологию запустили даже в метро.
Но 4G сегодня не предел — «МегаФон» активно участвует в формировании стандарта 5G совместно с ведущими международными производителями оборудования. Мы исторически являемся лидерами в области технологий мобильного интернета. На днях во время Петербургского экономического форума «МегаФон» первым в России и одним из первых в мире продемонстрировал скорость мобильного интернета более 1 Гбит/с. Современная инфраструктура даёт оператору неоспоримое преимущество в развитии мобильного интернета в будущем.

«В экстенсивном развитии смысла нет»

— Сколько инвестиций компания планирует направить в Сибирь?

— Подход «МегаФона» к инвестициям взвешенный, выстроенный годами. Мы инвестируем порядка 20% от годовой выручки. Соответственно, чем больше филиал зарабатывает, тем большими инвестиционными возможностями он располагает. Сегодня в каждом регионе страны примерно идентичное покрытие, сопоставимые скорости передачи данных. Но сеть — живой организм, мы постоянно отслеживаем уровень скорости в регионах, сравниваем качество услуг с тем, что предлагают наши конкуренты, и, исходя из этого, принимаем решение о модернизации оборудования. К примеру, в прошлом году мы завершили масштабную модернизацию сети в Красноярске, обновив большую часть оборудования, в результате значительно повысили качество связи и скорости мобильного интернета.
А в Новосибирске в прошлом году «МегаФон» уделил большое внимание качеству связи в крупнейших торговых и бизнес-центрах города. В общей сложности мы оснастили indoor-решениями 19 объектов по городу, установили 120 базовых станций и 650 передатчиков. Это такие места как «Ройял Парк», «Мега», «Сибирский молл», «Малинка», «СанСити», «Аура», «Версаль», «Галерея Новосибирск», а также в бизнес-центрах: «Академпарк», «Кронос», «Гринвич», «Новая высота», «Речной вокзал», «Экспоцентр», аэропорт «Толмачёво».

— Правда, что телекоммуникационные компании пользуются вышками связи конкурентов для минимизации затрат?

— Той инфраструктурной конкуренции, которая была ещё пять лет назад, сегодня нет. Все населённые пункты страны численностью более 300 человек обеспечены связью. И мы, и наши конкуренты повышают проникновение услуг связи, охватывая всё меньшие и меньшие населённые пункты, где окупаемость вложений намного дольше, чем в городах. В среднем телекоммуникационная вышка связи стоит около 7 млн ₽. Очевидно, что есть экономическая целесообразность в совместном использовании ресурсов.

— Как развивается ритейловое направление компании? Каковы темпы продаж смартфонов в салонах компании?

— «МегаФон Ритейл» — входит в топ-4 мобильного ритейла страны. Перед этим направлением компании стоят несколько задач. Первое — продажа наших услуг. Сегодня по разным источникам уровень проникновение мобильной связи оценивается в 180-200 процентов. Это говорит о том, что на каждого жителя страны от младенцев до пожилых людей приходится по две SIM-карты. А значит, на первое место в работе с клиентом выходит лояльность, предоставление сервиса самого высокого качества.
Другая задача — смарфонизация, без чего невозможен рост передачи данных. И, как я уже говорил, этот сегмент динамично растёт. По сравнению с 2014 годом продажи смартфонов в прошлом году в штуках выросли на 25%, а аппаратов, способных работать в сети 4G, — на 113%. «Кнопкофоны» постепенно уходят с рынка.

— Есть ли в планах расширение торговой сети?

— На данном этапе в экстенсивном развитии смысла нет. Любой салон — это не только выручка, но и дополнительные затраты. Поэтому мы ищем баланс. На текущий момент количество салонов компании «МегаФон» вполне оптимально, но с появлением новых торговых центров, будут появляться и новые салоны.

— Российский телекоммуникационный рынок повторяет мировой или у нас свой путь?

— В области телекоммуникаций Россия одна из лидирующих стран. Я много езжу по миру и могу констатировать, что качество мобильного Интернета в России на порядок выше, чем в некоторых странах Европы. И при этом 1 ГБ у нас стоит в 9 раз меньше, чем в Британии, Японии и Бельгии. По цене мобильной передачи данных мы вторые в мире после Ирана.

— Как вы это объясняете?

— С одной стороны, высоким уровнем конкуренции, с другой стороны, разумным регулированием отрасли со стороны государства. Притом, что средний чек на услугу не растёт, телекоммуникационные компании вынуждены в абонентскую плату включать всё большее количество опций и услуг. Иначе потребитель уйдёт. Например, год назад наша компания включила приложение «МегаФон ТВ» в качестве бонуса за подключение к пакетным тарифам, и теперь наши клиенты смотрят на смартфонах или планшетах телеканалы. И это тоже тренд. Думаю, в перспективе 5-10 лет продажи телевизоров будут стагнировать или даже падать.

Источник: Коммерсантъ.Сибирь