Ваш браузер устарел
Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности.
Пожалуйста, установите современный браузер:

«Это звоночек — стань эффективнее»

«Это звоночек — стань эффективнее»

20.04.2020

Директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» — о том, как цифровизация помогла компании не только самой быстро адаптироваться к новым условиям, но и позволила протянуть руку помощи малому и среднему бизнесу.

— Как ситуация с распространением коронавируса повлияла на ваш бизнес? Как быстро смогли перестроиться на новые условия работы компании, которые заблаговременно начали внедрять цифровые решения, по сравнению с теми, кто занимал выжидательную позицию?

— Как показала нынешняя ситуация, наша стратегия по переходу от телеком-оператора к технологической компании, которая реализуется с 2018 года, оказалась крайне верной. Мы — оператор цифровых возможностей, и, по сути, оказались на острие востребованности и в центре событий.

Коронавирус и кризис в экономике вынудили предпринимателей в сжатые сроки пересмотреть как организованы их процессы, чтобы не потерять эффективность при глобальных изменениях и, возможно, трансформировать привычную бизнес-модель. У крупных компаний достаточно высокая степень готовности к работе в условиях удалённого управления бизнесом и персоналом, потому что цифровизация и раньше стояла у них на повестке. Если говорить про госсектор, то здесь ситуация неоднородна: кто-то более продвинутый, кто-то менее. Но наиболее уязвимой частью бизнес-сообщества оказался малый и средний бизнес, где степень цифровизации находится в зачаточном состоянии.

Важность цифровизации, конечно, осознавалась и раньше, но мы наблюдали определённую инертность в принятии решений по внедрению цифровых технологий, несмотря на старт государственной программы «Цифровая экономика». А теперь, как говорится, несчастье помогло: тема цифровизации вышла на первый план и встала в категорию «важно и срочно».

Моя команда, отвечающая за корпоративный сегмент в «МегаФоне», оперативно среагировала на ситуацию. Мы одними из первых на рынке предложили клиентам малого и среднего бизнеса бесплатное подключение к нашей онлайн-платформе для проведения вебинаров и конференций. Это позволило компаниям достаточно легко адаптироваться к новым условиям управления бизнесом.

— Какие решения в текущей ситуации оказались наиболее востребованными бизнесом?

— Продукты для организации удалённой работы офиса стали первыми по росту спроса. Чтобы упростить бизнесу поиск наиболее подходящих решений для этого, мы оперативно запустили специальный раздел на нашем сайте, где собрали продукты под ключевые задачи бизнеса, онлайн-интенсивы по развитию бизнес-скиллов и семинары по обучению.

— Вам самим, наверное, пришлось готовить цифровые решения для бизнеса в авральном режиме? Насколько хорошо вы успели их протестировать?

— Сервисы, необходимые для дистанционной работы, уже были в продуктовом портфеле «МегаФона». Но отчасти из-за консерватизма, отчасти от неготовности проводить кардинальные изменения в устоявшихся бизнес процессах, данные сервисы были менее востребованы и просто ждали своего времени. Сейчас мы стряхнули с них пыль и оперативно ответили на шквал запросов наших клиентов по удалёнке.

К примеру, наше облачное решение Virtual Desktop Infrastructure (VDI) на базе «МегаФон Облако» даёт возможность каждому пользователю компании получать свой собственный виртуальный компьютер с удалённым доступом и нужным софтом. Облачные технологии, которые до недавнего времени вызывали у многих опасения, дали нам самое важное — скорость разворачивания виртуальных рабочих мест. Процесс подготовки облачной инфраструктуры занимает у специалистов «МегаФона» несколько дней, а организация безопасного доступа к рабочим местам — всего несколько минут.

«Облако» помогает обеспечить также бесперебойную работу интернет-сервисов, которые сейчас испытывают пиковые нагрузки. Онлайн-компаниям потребовалось усиление мощностей, поэтому мы увидели резкий спрос на решения CDN для веб-инфраструктуры. Наш сервис ускоряет работу сайта, оптимизирует воспроизведение медиа-контента, организует бесперебойную онлайн-трансляцию для аудитории любого размера и снижает нагрузку на собственные серверы компании.

Автоматизировать работу с клиентами при наплыве заказов можно при помощи интеллектуальной обработки вызовов. Голосовой робот с искусственным интеллектом способен обучаться в процессе работы и совершать входящие и исходящие вызовы по заранее подготовленным сценариям.

Собирать аналитику по работе с клиентами и отслеживать эффективность работающих на удалёнке сотрудников можно с помощью умной телефонии. Она же позволяет перевести на удалённую работу целый контактный центр и сделать таким образом глобальную оптимизацию бизнеса.

— А стоит ли компаниям продолжать инвестировать в продукты для удалённой работы, учитывая, что это режим временный?

— Я считаю, что режим самоизоляции, переход на удалённую работу — это такой звоночек для менеджеров — делай бизнес по-новому, стань эффективнее.

Режим принудительной самоизоляции закончится, а внедрённые для дистанционной работы продукты и сами навыки удалённой работы останутся у многих сотрудников и руководителей. Это даст мощный толчок всему рынку труда — можно будет нанять квалифицированного сотрудника из другого города. При этом стоимость его услуг наверняка ниже, чем у столичного специалиста. Такой сотрудник обходится дешевле находящегося в офисе. То, что раньше было нормой для программистов и ИТ-специалистов, распространится и на другие сферы интеллектуального труда.

При удалённом режиме востребованы решения, направленные на мониторинг работы сотрудников, — компаниям важно видеть их эффективность. Продолжается обмен коммерческой информацией, а в условиях удалёнки она особенно нуждается в защите. Эти опции будут нужны работодателям и после окончания режима самоизоляции.

Конечно, очень многое зависит от продвинутости владельцев бизнеса, менеджмента компаний, но я уверена, что большинство из них уже понимают, где можно быть ещё эффективнее без рисков для бизнеса. И за последние два месяца мы увидели резкий скачок проникновения цифровых технологий в малый и средний бизнес — по нашим подсчётам, в Москве уже каждая четвёртая компания пользуется нашими цифровыми сервисами.

— Все, что мы сейчас обсудили, в основном касается частного бизнеса. А если говорить о госструктурах, то нет ли опасений у «МегаФона», что с их стороны будет снижение спроса на цифровые решения в связи с непростой ситуацией в экономике?

— После окончания самоизоляции мы не ожидаем снижения спроса. Процесс цифровизации уже запущен в экономике, и цифровые решения стали частью нашей жизни. Для государства, городских властей сейчас самое время задуматься об автоматизации городской среды, внедрении системы «умного города». Цифровые решения помогут увеличить темпы роста экономики после того, как мы снова заживём привычной жизнью.

Обезличенная информация об абонентах сотовой сети вкупе с данными датчиков IoT (от англ. Internet of things — интернет вещей. — РБК) формируют огромный массив данных — Big Data. Если поток информации правильно интерпретировать с помощью цифровых продуктов, то можно быстро и корректно планировать городскую среду: анализировать транспортные потоки для грамотного строительства дорог, размещения остановок и т.д.

«МегаФон» взаимодействует с несколькими российскими регионами, предоставляя им решения для ЖКХ, транспорта и городской инфраструктуры. К примеру, специальные датчики на квартирных и домовых счётчиках помогают обеспечить своевременную и точную передачу данных в облачную платформу «Умное ЖКХ», избежать пеней за несвоевременную оплату, вычислить «пиратов». Туристическая отрасль сейчас переживает непростые времена, после окончания карантина потребуются решения для её стимулирования. И здесь региональным властям также придут на помощь цифровые решения.

Например, аналитический сервис «Цифровой туризм» позволяет оценивать турпотоки и их динамику, корректировать коммуникацию с туристами и развивать инфраструктуру в наиболее привлекательных локациях.

— На кого «МегаФон» рассчитывает как на локомотив цифровой трансформации — на инициативы со стороны государства или бизнеса?

— И государство, и бизнес движутся в едином направлении цифровизации. Планы государства отражены в национальном проекте «Цифровая экономика». Локомотив бизнеса — получение прибыли и оптимизация расходов.

Если вернуться к интернету вещей, уже сегодня более 10% всех сим-карт МегаФона установлены в IoT устройствах. И это далеко не только ЖКХ и городская инфраструктура. Эти решения востребованы во многих отраслях бизнеса, например, в ритейле, логистике. У нас есть решение «Контроль грузов», которое позволяет гарантировать свежесть и сохранность продуктов от производителя до полки магазина. На коммерческий транспорт можно установить датчики расхода топлива, температуры рефрижератора и другие сенсоры. Оптимально разместить товары на полке поможет искусственный интеллект, который с помощью системы видеоаналитики определяет, в каких местах торгового зала покупатели задерживаются чаще всего.

Конечно, бизнесу проще вписаться в процессы цифровизации, когда она стимулируется государством на глобальном уровне и региональными властями — на местном. Например, Москва этим летом планировала запустить пятилетний экспериментальный правовой режим для развития искусственного интеллекта с участием крупных ИТ-компаний. «МегаФон» поддерживает эту инициативу: продвижение новых технологий и открытие ландшафта для экспериментов положительно влияют как на качество жизни в городе, так и на условия для развития бизнеса. Это даёт возможность нам, как поставщику решений, предложить и протестировать свои продукты, найти новые преимущества.

— Что тормозит цифровизацию?

— Новый толчок развитию цифровых решений и «умных городов» даст запуск сетей 5G. Благодаря активному росту потребления услуг связи частными и корпоративными клиентами, развитию услуг телематики, видеонаблюдения и других сервисов объёмы трафика в мобильных сетях связи ежегодно увеличиваются на 30%. Эти параметры наши технические специалисты закладывают в планы строительства и расширения сети. Однако, уже к 2022 году может образоваться дефицит ёмкости мобильных сетей, и нашей отрасли однозначно потребуются новые частоты.

Уже сейчас государству и всем участникам рынка необходимо определиться, на каких частотах будут работать сети нового поколения, чтобы не задерживаться с внедрением нового стандарта связи, который так необходим для дальнейшего развития цифровой экономики в России.

Надежда Агеева

Источник: trends.rbc.ru